Россияне побеждают в терпящей бедствие серии Formula V8 3,5

Фото: команды-участницы | организаторы

Трудные времена настали для организаторов некогда популярной молодежной гоночной серии, в которой пилоты соревнуются за рулем болидов Dallara T12 с 3,5-литровым двигателем V8. После объявления о том, что фирма Renault прекращает поддержку чемпионата, вырастившего немало именитых спортсменов, Хайме Альгерсуари-старшему, который все это время стоял у руля первенства, пришлось изворачиваться, чтобы удержать серию на плаву. Однако новые машины никто строить не будет, и гонщикам приходится «донашивать» ветхую технику, которая уже начинает портить нервы участникам. Пессимистичное сравнение с недавно закрытой серией Auto GP само напрашивается на ум. И это весьма печально, так как именно на 3,5-литровых болидах с хорошей аэродинамической нагрузкой и износостойкими шинами молодые гонщики могли азартно бороться на протяжении всего заезда, в то время как в конкурирующей серии GP2 слишком многое зависит от умения пилотов экономить протектор.

В нынешнем сезоне у механиков хватает работы – на машинах то и дело возникают разномастные технические дефекты

Поначалу, правда, казалось, что межсезонье пройдет с минимальными потерями, однако тучи над серией начали сгущаться с приближением первого этапа. В заявочном листе оказалось всего 15 участников, причем один из них – 50-летний итальянский ресторатор Джузеппе Чиприани, постоянный участник той самой серии Auto GP. Если в ближайшее время Альгерсуари-старшему не удастся каким-то чудесным образом найти подходящую технику для будущего сезона, то у сильных спортсменов вопрос об участии в первенстве Formula 3,5 отпадет сам собой из-за ужасающей ненадежности нынешних болидов.

Так или иначе, но на общем безрадостном фоне выделяются несколько участников. Коллектив Fortec, в прошлом году приведший Оливера Роуланда к чемпионству, на сей раз пригласил 18-летнего швейцарца Луи Делетраза, завоевавшего «серебро» в прошлогоднем двухлитровом Еврокубке Формулы Renault. Судя по всему, сын экс-пилота Ф-1 не мечтает о лаврах отца и не собирается тратить деньги на дальнейшую погоню за призрачными шансами попасть в Большой цирк. Вместо этого еще один сезон на мощной (530 л.с. и 620 кг) технике поможет подготовиться к переходу, например, в марафонский класс LMP2. Напарник у Делетраза – Пьетро Фиттипальди, внук двукратного чемпиона мира. Вот только достижениями в серьезных чемпионатах, в отличие от одноклубника, бразилец не отмечен.

Луи Делетраз сполна использует шанс громко заявить о себе и потренироваться за рулем мощной техники, пока серия еще на плаву

За коллектив Arden проводит второй сезон гонщик из программы поддержки SMP Racing Егор Оруджев. В прошлом году, когда уровень конкуренции в серии был выше, петербуржец регулярно входил в число лидеров. Теперь же от набравшегося опыта россиянина ждали сражения за титул, но пока по разным причинам для Егора складывается не слишком удачно.

Команда Адриана Вальеса AVF удержала в своем составе мексиканца Альфонсо Селиса, который, судя по всему, в средствах не стеснен. Подтверждение тому – периодические тесты на болидах команды Force India F1 при почти полном отсутствии высоких результатов в молодежных сериях. А вот опытнейший Том Дильманн явно усиливает команду, где он исполняет роль «играющего тренера» – французский гонщик и не скрывает, что уже не первый год помогает энтузиастам автоспорта постигать секреты управления болидами.

Фирма Renault никакого отношения ни к машинам, ни к двигателям Zytek не имеет, однако реклама ее спортивного отделения осталась на болидах

Среди коллективов, дебютировавших в серии, можно отметить перешедшую из Евроформулы («нелицензионного» аналога чемпионата Европы в классе Формула-3) команду RP Motorsport. За нее едет чемпион все той же Евроформулы Витор Баптиста, в прошлом году обыгравший нашего Константина Терещенко, а также небезызвестный венесуэлец Джонни Чекотто-младший, долгое время выступавший в GP2.

В последний момент вывеску сменила команда Амато Феррари. Итальянец, более известный, как владелец «придворной» Скудерии AF Corse в гонках GT, собирался выставить свою дружину под названием Spirit of Race. Однако перед стартом сезона эта заявка получила российское имя – SMP Racing. В напарники к одному из лидеров прошлого сезона Матье Ваксивьеру первоначально планировалось поставить выпускника чемпионата SMP F4 Владимира Атоева, однако травма спины помешала гонщику сделать этот весьма широкий шаг. В результате ростовчанина в составе коллектива заменил российский другой участник проекта SMP Racing, Матевос Исаакян.

В дождевых гонках порой даже лидеры серии не могут совладать с 530-сильным автомобилем

Для Оруджева первый уик-энд сезона в Арагоне начинался за здравие. После упорнейшей борьбы за поул на субботнюю гонку именно россиянин оказался лучшим, опередив Делетраза и Дильманна. Удивил Ваксивьер, оказавшийся только десятым в не самой сильной компании, – как оказалось, на машине, доставшейся в наследство со всем прочим выкупленным Амато Феррари скарбом у коллектива Draco, вышла из строя тормозная система.

В гонке у Оруджева сразу все пошло наперекосяк. На первом же круге в скользкой секции, которая чем-то напоминает поворот «Штопор» Лагуны-Секи, Егор переборщил со скоростью. Россиянин попытался побыстрее выбраться на трассу, но наскочил на бордюр и сломал переднее антикрыло. На этом многообещающий заезд для него закончился, в то время как новичок серии Делетраз без проблем довел дело до победы. Ну а Ваксивьер реабилитировался за неудачу в квалификации и пробился на второе место, сопротивление встретив, по сути, лишь однажды – когда обгонял Дильманна.

Во втором заезде продолжились технические неисправности на машине Дильманна, который в квалификации, в буквальном смысле, поймал попутный ветер и добыл поул. Еще по пути на стартовую решетку француз почувствовал, что с педалью сцепления что-то не так. Гонщик, чтобы не заглохнуть, раскрутил мотор, допустил большую пробуксовку и все-таки пропустил вперед на старте одного соперника. Но на этом неприятности не кончились: после одной из аварий часть переднего антикрыла машины соперника застряла в его собственном заднем антикрыле, и Тому пришлось отчаянно вилять по трассе, чтобы сбросить этот элемент и избежать наказания (судьи могли заставить его заехать к механикам, чтобы те все исправили вручную). По ходу гонки Дильманн держался за Орильеном Панисом и мог бы опередить лидера за счет более позднего пит-стопа, но во время остановки снова ошибся, чуть было не промахнувшись мимо собственных боксов.

Второй этап первенства проходил на трассе Хунгароринг в рамках гонок поддержки WTCC. Первый заезд выиграл Джонни Чекотто-младший, воспользовавшись очередной ошибкой Дильманна. А третье место добыл Делетраз, прибывший на финиш, буквально в парах бензина – на его машине прохудился топливный бак. Оруджева в этой гонке с трассы выбил Селис.

Для Матевоса Исаакяна знакомство с мощной техникой в условиях, когда сама серия находится в кризисе, проходит пока что не слишком удачно

Второй заезд проходил под дождем, что серьезно усложнило задачу для гонщиков: свежеуложенный асфальт хоть и избавил Хунгароринг от знаменитых кочек, но все еще оставался очень скользким и без дополнительно увлажнения. Даже будущий победитель Том Дильманн, который с четвертой попытки в сезоне все-таки конвертировал поул в триумф, ошибся на первом же круге. Ну а исход заезда на сей раз решился во многом благодаря тактике проведения обязательных пит-стопов. Дильманна, а также Паниса и Делетраза команды зазвали на смену шин раньше всех, а вот в SMP Racing продержали Ваксивьера на трассе слишком долго – из-за аварии на трассу выпустили автомобиль безопасности, и Матье застрял за ним, растеряв все преимущество. Финальную точку в гонке поставил израильтянин Рой Ниссани, который после рестарта на удивление легко разобрался с Панисом и Делетразом, заняв второе место.  

В Спа свою первую в сезоне победу добыл Оруджев, по ходу гонки постоянно отражая натиск Тома Дильманна. Француз настроил машину на большую прижимную силу, что помогало на средней части круга, изобилующей поворотами, но осуществить обгон он смог только после ошибки Оруджева в шпильке Ля-Сурс на предпоследнем круге. Впрочем, россиянин за счет большей максимальной скорости отыгрался на подъеме Кеммель и более не упускал лидирующей позиции. Третьим финишировал Луи Делетраз – без сомнения, лучший новичок сезона. Жертвой же ненадежности техники на сей раз стал Панис, который стоял на поуле, но в первые же секунды гонки заглох и откатился в хвост пелотона.

Лишь в пятой гонке сезона Егор Оруджев смог добыть победу

Во втором заезде, проходившем под сильным дождем, с места не смог тронуться уже Делетраз. А когда на середине дистанции развернуло машину Матевоса Исаакяна, дирекции пришлось даже выпускать автомобиль безопасности. В этот момент не все сбросили скорость: Джонни Чеккотто-младший в пелене брызг не разглядел соперника и налетел на машину Роя Ниссани, шедшего вторым. После рестарта лидировал Дильманн, но ошибся в том же месте, что и Исаакян, пропустив вперед Ваксивьера. Так Матье добыл для SMP Racing первую победу в серии. А вот для Оруджева второй заезд вышел хуже не придумаешь: в квалификации вышел из строя мотор, а в гонке на пит-стопе его поддел сзади Чекотто, на чем соревнования для россиянина и закончилась…

Следующий этап серии Formula V8 3,5 намечен на 25-26 июня. На трассе в Ле-Кастелле молодежь будет выступать «на разогреве» у мастеров марафонской серии GT3. Учитывая все проблемы первенства Альгерсуари-старшего, не исключено, что кто-нибудь из лидеров 3,5-литровой серии попытается в эти выходные выложиться на максимум, чтобы постараться договориться о контракте с одной из «придворных» марафонских команд. Ведь делать ставку на терпящий бедствие молодежный чемпионат сейчас рискованно для карьеры…

Чемпионат Formula V8 3,5
Положение после трех этапов
Личный зачет

Место Гонщик Страна Очки
1 Том Дильманн Франция 112
2 Луи Делетраз Швейцария 77
3 Орельен Панис Франция 76
4 Матье Ваксивьер Франция 63
5 Рене Биндер Австрия 51
6 Джонни Чекотто-мл. Венесуэла 43
7 Рой Ниссани Израиль 38
8 Ю Канамару Япония 33
9 Альфонсо Селис-мл. Мексика 28
10 Егор Оруджев Россия 27
     
15 Матевос Исаакян Россия 1

Командный зачет

Место Команда Страна Очки
1 AVF Испания 140
2 Arden Motorsport Великобритания 103
3 Lotus Чехия 89
4 Fortec Motorsports Великобритания 88
5 RP Motorsport Италия 68
6 SMP Racing Россия 64
7 Teo Martin Motorsport Испания 48
8 Durango Италия 6

Рекомендованные статьи