Российские таланты для Формулы-1? Пока в качестве рабочей силы…
На этой неделе в Сильверстоуне прошли двухдневные тесты Формулы-1, в которых принимали участи все участники чемпионата мира, кроме команды Sauber. Это вторая из двух официальных тестовых сессий в этом сезоне (первая прошла в мае в Барселоне). Для большинства участников это были обычные испытания собственной техники с обновлениями. Но при этом гонщик команды Manor (и мерседесовский протеже) Паскаль Верляйн работал на машине Mercedes 2014 года с весьма необычными шинами Pirelli. Внешне по размерам они не отличались от нынешних, но при этом их конструкция соответствовала тем, что будут применяться в 2017 году. В первый из двух дней тестов некоторое время трассу поливал дождь, поэтому гонщики большинства команд опробовали свои новинки в разных погодных условиях.
Обычно такого рода тесты являются поводом для «мелкой философии на глубоких местах». Никаких серьезных выводов на основе показанных на них результатов сделать нельзя. Команды не разглашают программу, по которой работают их пилоты – и в большинстве случаев перед гонщиками, садящимся в кокпит, не ставится задача показать хорошее время. В случае с прототипами гоночной «обувки» секретность еще выше – о том, покрышки какого именно состава стоят в данный момент на машине, знали только люди из Pirelli, но не сам пилот и не команда! Все честно: шинные тесты проводятся «вслепую», чтобы их участники не получили в 2017 году преимущества над теми, кто в них участвовать не будет. Начиная с августа, перспективные образцы шин будут проходить испытания при участии трех ведущих команд Формулы-1: Mercedes, Ferrari, Red Bull.
У шинников будет еще много возможностей проверить свои новинки, а вот команды работать со своими машинами в интересах нынешнего сезона больше не смогут. Поэтому заезды в Сильверстоуне они постарались провести с максимальной эффективностью. И в связи с этим обращает на себя внимание присутствие в списке участников тестов двух молодых российских пилотов – Сергея Сироткина и Никиты Мазепина. И отсутствие Даниила Квята, что выглядит как угрожающий симптом. Команда Toro Rosso в первый день тестов использовала Карлоса Сайнса, а во второй в кокпит сел новичок Серхио Камара. Сайнс и без того великолепно знаком с машиной Toro Rosso, почему бы не предоставить драгоценное тестовое время Квяту? Ясно, что и тот, и другой основные пилоты команды в состоянии выполнять задания инженеров с одинаковой эффективностью. Но Квята, который больше своего партнера нуждается в дополнительной практике, оставили за бортом. Это может означать, что в перспективе на него не рассчитывают. И мнение Франца Тоста здесь не имеет решающего значения, решения о составе Toro Rosso принимают другие люди во главе с Дитрихом Матешицем и Хельмутом Марко. Из четырех гонщиков двух команд Toro Rosso только у Квята отсутствует контракт на следующий год. Команды Формулы-1 стремительно укомплектовываются, и после летнего отпуска в них может просто не остаться вакансий. В предстоящих гонках а Хунгароринге и в Хоккенхайме Квяту обязательно надо блеснуть!
Сергей Сироткин, в принципе, мог бы уже выступать в Формуле-1. Но команда Sauber, которая вроде бы обещала подготовить его к дебюту, на самом деле была заинтересована только в деньгах его спонсоров. Сейчас выступающий в серии GP2 Сергей ищет другие пути в высшую лигу автоспорта. В Сильверстоуне Сироткин провел один тестовый день в составе команды Renault – причем именно тот, во время которого шел дождь. Так что ему удалось попробовать Renault RS16 на сликах, на промежуточных и дождевых шинах. Девелопмент-драйвер команды Force India Никита Мазепин, выступающий в Формуле-3, отработал оба дня тестов. Причем, что приятно, во второй день он показал четвертое время, уступив только пилотам Мерседеса, Ред Булла и Ferrari. Хотя результатам на тестах, повторяю, не стоит придавать существенного значения.
Да, молодые российские таланты пока используются Формулы-1 только в качестве «рабочей силы». Их задача – не бороться за хорошее время на круге, а наматывать на колеса максимальную дистанцию, выполняя программу испытаний. Но и эта работа – необходимая составляющая гоночного мастерства. Находя взаимопонимание с инженерами, показывая себя дисциплинированными и грамотными исполнителями, молодые гонщики добавляют к лестнице в Формулу-1 очередные ступеньки. И участие в подобных тестах – ничуть не менее важная сторона гоночной биографии, чем гонки молодежных серий.