Экспедиция в Грузию: основной репортаж

Фото: Дмитрий Чистопрудов | Константин Сорокин | Максим Кадаков

Отказавшись от милицейского сопровождения по территории Дагестана, я озадачил обитателей блокпоста на въезде в республику. Осмотрев наш пестрый караван и посовещавшись с начальством, седовласый майор поднял шлагбаум и устало выдохнул: — Бывай, журналист. Только не пиши потом, что тебе не предлагали охрану!

Может, майор перестраховывался? Или решил заработать на «эскорт-услугах»? Ну кому в Дагестане может понадобиться новейший Renault Duster, которого и в Москве-то еще никто не видел? Отбирать
у нас неадекватно нарядные для здешних мест Mitsubishi ASX и Nissan Qashqai тоже не будут, равно как и шибко интеллигентные кроссоверы Skoda Yeti и Suzuki SX4, — такие здесь не нужны.
А вот Шеви Нива — это да! Но мы предусмотрительно поставили эту машину в середину колонны...

Сеанс антикриминального аутотренинга был прерван грохотом под днищем. Граната?

Читайте также:
Все об автомобилях экспедиции
Примеряем на себя автомобили экспедиции
Вино и боржоми
Военная база
Как Подорожанский получал права
Полицейское государство

Здоровенный булыжник, выстреливший из-под колеса встречного КАМАЗа, сработал как кумулятивный заряд. Юбка бампера разошлась по швам, на месте противотуманной фары зияла дыра, пластиковая защита превратилась в лохмотья, а на земле пузырилась лужа... Поначалу я тоже решил, что пробита система охлаждения — и ближайший месяц в Дагестане мы проведем в поисках радиатора для новейшего Mitsubishi ASX. К счастью, главный удар принял на себя бачок омывателя — и мы продолжили путь к границе с Азербайджаном.

А ведь говорили нам умные люди: не ищите приключений на дорогах Кавказа — плывите в Грузию морем!

Но путь аргонавтов нам был заказан. Паром, курсирующий между украинским Ильичевском и грузинским Поти, ходит раз в неделю, двухместная каюта стоит $230, за провоз легкового автомобиля берут $450, да и бронировать места нужно было задолго до старта. Мы же лишь накануне окончательно уяснили, на чем поедем: машины для кавказской экспедиции добывались со скрипом.

Скрипел и коллектив, причем мой голос был отнюдь не самым тихим. Я не трус, но я боюсь! Дагестан кишит боевиками, в Северной Осетии постоянно что-то взрывается, а в Грузию, если верить нашему МИДу, лучше вообще не соваться — особенно мне, побывавшему в прошлом году в Абхазии: схватят как шпиона — и за решетку! Но главный редактор стоически выслушивал наше нытье, всем своим видом давая понять, что в случае коллективного саботажа в Грузию он поедет один. Зачем? Очень, говорит, интересно.

В итоге главред объявил, что поедут только добровольцы. И я попал в щекотливую ситуацию. Дело в том, что на каком-то очередном витке наших отношений с Подорожанским я в сердцах сказал, что с ним — хоть в чан с дерьмом. Сказал, правда, вовсе не ему, но... Как говорится, за базар нужно отвечать. Еду. Причем, похоже, именно туда, в чан.

Миновав Дагестан, мы въедем в Азербайджан, оттуда — в Грузию, там посетим Аджарию и Сванетию, а обратно вернемся через Крестовый перевал, Верхний Ларс и Северную Осетию. Только бы не порезать камнями шины и не зависнуть во враждебной глуши без бензина!

До Волгоградской области добирались нудно, сражаясь с пробками на трассе М-4 и необкатанной Нивой, обузой для всего каравана. Ее антиподом выглядела Skoda Yeti — самый динамичный автомобиль в колонне. Кроссоверы Mitsubishi ASX и Nissan Qashqai более-менее честно ехали на свои два «вариаторных» лит-ра, Suzuki SX4 казалась самой юркой и экономичной, ну а Renault Duster уверенно держался в строю благодаря короткому, фактически грузовому, передаточному ряду — на шестой ступени и скорости 110 км/ч стрелка тахометра зашкаливала за 3500 об/мин.

Езда по степным дорогам сродни медитации. Но расслабляться не стоит: в Калмыкии очень придирчивые гаишники

Первым ярким пятном на фоне удручающей степной нищеты стала Элиста. Чистота, солнце, позолоченные пагоды, а уж местные красавицы... Благодать! Остановились в Городе шахмат —  гостиничном комплексе из нескольких десятков таунхаусов, оставив за комфортный ночлег 9000 рублей на девять человек.

Элиста — шахматная столица Калмыкии... Да, пожалуй, всей России, если не мира!

На рассвете стартуем в сторону Дербента — и, углубившись в бескрайние поля, готовимся к встрече с местными гаишниками, экзотические выходки которых обсуждают на интернет-форумах. В колонне я иду первым. Ага, вот и знак «40 км/ч», явно выданный кому-то из служивых в качестве материальной помощи. В придорожных кустах возникает сонный друг степей с радаром-кормильцем. Но я даже не достаю документы:

Добро пожаловать в Калмыкию? Право, некрасиво...

— Лейтенант, действие знака закончилось вон у того перекрестка. Так что если хотите ловить за скорость, то встаньте поближе!

— Не могу, у меня бензин в машине кончился...   

От жалости едва не навернулись слезы, но в выдаче денежных средств на топливо охотнику было отказано.

Разъезжаться с такой копной на прямом участке шоссе не страшно. Ужас накатывает, когда Пизанская башня из сена начинает крениться в повороте

А вот дагестанские стражи порядка — ну прямо гусары. Приветливое рукопожатие, пара дежурных шуток, расспросы про Москву, предложение помощи и, конечно, поговорить за жизнь!

Пять минут говорим, десять...

— Мужики, ну отпускайте уже. Нам еще валить и валить!

— Нет, ребята, валить у нас никого не надо. Просто отдыхайте!

Большинство буддийских храмов построены в Калмыкии недавно
Несмотря на большое количество культовых сооружений, Калмыкия не показалась нам шибко религиозной. В этом храме и вовсе никого не было
0 / 0

И смех и грех. Вообще, дагестанцы порой кажутся фаталистами. Гостиница Атака — вы бы остановились здесь на ночлег? Бензоколонка Компромисс — между бензином и ослиной мочой? Радуют глаз и клоны известных нефтяных брендов: Руснефть, Росснефть, Луксойл... А у шикарной АЗС Bens (именно так, через «s»!), украшенной трехлучевой звездой, не иначе, узкая, но престижная специализация.

Коровы, которые паслись в степи, в предрассветной дымке выглядят как настоящие священные животные. А ежиков в этом тумане мы не встречали

Иномарок, кстати, в Дагестане мало. А самый статусный автомобиль — вазовская Приора с тонировкой «в гуталин» и на укороченных задних пружинах: мести багажником асфальт — высший шик! А вот ездить по правилам в Дагестане не умеют и не хотят. Ремни безопасности? Не смешите! Выезд задним ходом из двора на дорогу — с обязательной пробуксовкой колес (особенно лихо маневр исполняют на Газелях) — мы окрестили «дагестанским разворотом». Но главной загадкой осталось то, зачем местные джигиты вылезают для обгона на встречную полосу, до стона выкручивают мотор — и тут же, подрезав, сворачивают на бензоколонку? Впрочем, дорожный беспредел, похоже, устраивает всех.

Тюнинг по-дагестански: глухая тонировка и заниженная задняя подвеска — здесь так модно!

— У нас ездить по правилам нет смысла. Гаишники все равно найдут, к чему придраться!

Слова местного таксиста мы вспомнили в Махачкале. Въехав на круговое движение, я вижу жезл, опускаю стекло и, повинуясь жесту гаишника, переезжаю сплошную линию — и торможу в указанном месте. Догадываетесь, что было дальше? Правильно: попытка развода на две тысячи рублей за пересечение разметки! Но лейтенант, как и положено жулику, оказался трусоват. Увидев, что я направился за разъяснениями к его начальству, тут же вернул документы.

— Я свою тачку тоже прокачал! Поздравляем, дружище! Вот только не нужно обгонять, заезжая за сплошную разметку

Впрочем, в Дагестане дорожный негатив забывается быстро: местные — воплощение покладистости и дружелюбия. Случайно услышав, что нам нужно помыть машину, незнакомый человек встал из-за праздничного стола, проводил нас до работающей мойки и пешком вернулся обратно.

Пулевые отметины на борту гаишной «дурилки» — следы молодежного куража. К сожалению, в Дагестане нередко стреляют и по настоящим машинам
Блокпост, сотрудники милиции несут службу. Такое в Дагестане мы видели часто
В Дагестане — культ оружия. Этот охранник охотно позировал с автоматом, однако лицо просил не показывать. Может, важнее было продемонстрировать жилетку Emporio Armani?
0 / 0

Проехать мимо Каспийска мы не могли. Федералы здесь периодически находят вооруженных боевиков, но сам -Каспийск выглядит мирно, а единственный оплот милитаризма — разве что завод Дагдизель, который наряду с сельскохозяйственными культиваторами выпускает и боевые торпеды. Словом, тишь да гладь. Но если взять в руки бинокль...

Дагестан — это одна сплошная стройка. Строят здесь быстро и по весьма своеобразным проектам и технологиям, а зачастую и вовсе без них. А вот что такое чупы и зачем их удалять, мы узнать не успели. Подскажете?

Вон там — видите? Главная тайна -Каспийска — база военных экранопланов, судов на динамической воздушной подушке, которые советские военные специалисты считали самым действенным оружием против авианосцев. Используя так называемый эффект экрана (уплотнение воздуха между корпусом судна и любой ровной поверхностью), такой аппарат мог лететь со скоростью до 500 км/ч, причем на предельно малой, «невидимой» высоте. И хотя строительство экранопланов давно свернуто (над их созданием в СССР работало два конструкторских бюро, и в общей сложности было построено около сорока экземп-ляров), в бухте по-прежнему действует такой строгий режим секретности, что певице Земфире на гастролях в Дагестане запрещают петь про «не взлетим, так поплаваем»! А если серьезно, то эпопея с экранопланами давно стала историей, хотя и охраняемой.

Чтение придорожных вывесок в Дагестане — лучший способ оставаться бодрым на протяжении всего пути!

Отправившись искать подходы к гнезду этих железных птиц, мы выехали на берег Каспия — и едва увернулись от двух самоходок Гвоздика, выскочивших из прибрежных камышей. Поедем-ка мы отсюда!

Вместо экранопланов на берегу Каспия мы повстречали самоходные артиллерийские установки Гвоздика с автоматчиками на броне. Разошлись мирно
Десантные катера на воздушной подушке — это все, что нам удалось снять в Каспийске. До экранопланов мы так и не добрались...
0 / 0

Потом был город Дербент, подаривший нам роскошный ужин с шашлыком и коньяком («Ребята, вот бутылка Лезгинки. Пейте сколько выпьете. Я остаток считать не буду!» — Ну как тут не «округ-лить» до целой?) и отдых в частной гостинице на берегу Каспия.

Утром, на границе с Азербайджаном, местные отличились вновь. Гаркнув на весь терминал, что гостей надо пропустить быстрее, дагестанский пограничник потеснил очередь на паспортный контроль — и с такой скоростью запустил процесс таможенного досмотра, что мы едва успевали хлопать багажниками. О вознаграждении за VIP-обслуживание никто не заикнулся. Спасибо! А те, кто оказался за нашими спинами, извините: мы не просили и не платили!

• Азербайджанские дороги встретили нас хорошим покрытием, понятной разметкой и толковой расстановкой знаков
• Еще одно «оружие» местной дорожной полиции: автономные дорожные радары с солнечным питанием и радиоканалом для передачи информации на пост. Мы не попались ни разу
• Светофоры в Баку примечательны не только дизайном — их свет хорошо заметен даже при ярком солнце

Азербайджан встретил хорошими дорогами со свежей разметкой, изобилием фруктов (ведро яблок купили за пять манатов — около 200 рублей) и знатным придорожным общепитом. Попутно мы подметили, что там, где плохо говорят по-русски, как правило, очень вкусно готовят!

Еще чуть-чуть — и Баку станет похожим на Дубай или Абу-Даби: настоящая нефтяная столица!

А в Баку — и вовсе культурный шок: нефтяная столица с размахом и вширь и ввысь! В гостиницу добирались через почти московские пробки, сев на хвост местному таксисту, а когда добрались, обнаружили, что номера в четырехзвездочном отеле Ambassador без окон и балконов.

Матчасть у дорожной полиции в Азербайджане достойная! Но сами полицейские достойным поведением, увы, не отличаются...

Берем на борт прилетевшего из Москвы главного редактора — и поворачиваем в сторону грузинской границы.

Азербайджанские гаишники не лютовали и не придирались. Даже проявляли своеобразное дружелюбие:

— Не нарушал, говоришь? Ну ладно. Оставь немного денег и езжай!

Мы не оставляли.

Количеством портретов экс-вождя Азербайджан напоминает Советский Союз. И назидательными цитатами — тоже. Любопытно, что в Грузии мы не увидели ни одного портрета Саакашвили

На одной из бензоколонок в Азербайджане нас обсчитали. Мы пожаловались, молодого заправщика публично отругали и вернули нам деньги.

Но самое неприятное впечатление оставила азербайджанская граница, которую нам пришлось пересекать дважды — на въезде и на выезде. Таможенные терминалы выглядят, как врата рая. В вылизанных помещениях шуршат кондиционеры и накрахмаленные сорочки служащих. Но «движухи» нет и в помине. Через час полного штиля начинается вымогательство — дескать, мы сами заполним за вас все декларации, впишем недостающее, оформим неоформленное, согласуем несогласованное, а вы потом сами решите, что да как... Затем из латентных форм попрошайничество переходит в открытые, причем произносить слово «магарыч» не стесняются даже при свидетелях. Солдаты-пограничники грызут семечки, стреляют сигареты и пытаются выпросить что-нибудь из вещей.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Рекомендованные статьи