Электричество, газ и солярка: автобусы на выставке Комтранс-2017

Фото: Петр Грибачев

Прогуливаясь по залам выставки Комтранс-2017, я сделал интересное наблюдение. Российские производители больших автобусов становятся заложниками общего направления развития пассажирского транспорта. Несколько лет назад все дружно начали разрабатывать газовые автобусы, нынешний тренд — электричество. И практически каждый уважающий себя производитель автобусов может похвастаться перспективными разработками, но при этом не забывает зарабатывать деньги на обычных дизельных машинах.

Электробус НЕФАЗ-6282 (фото компании КАМАЗ)

Взять, к примеру, КАМАЗ. Его электробус НЕФАЗ-6282 с устройством скоростной зарядки (заявленное время — 8–12 минут) проходил испытания в Москве и в Питере, а сейчас ездит по одному из маршрутов в Липецке. Емкость размещенных на крыше литий-титанатных аккумуляторов — 80 кВт·ч. Заявленный запас хода — 70 км. Реальный - вероятно меньше. Во время моей поездки от метро "Славянский бульвар" до Сколково на Камазовском электробусе до конечной он не доехал. Но были ли проблемы связаны с разрядкой батарей, либо с чем-то еще, мы не знаем. 

Для скоростной зарядки, пантограф на крыше электробуса поднимается к мачте зарядной станции

Тем не менее проект камазовского электробуса признан перспективным. По словам представителей разработчиков, на электробус уже есть заказы. Например, в Сургуте оценили его способность работать при низких температурах — туда отправят несколько машин. Будет КАМАЗ участвовать и в тендере на поставку электробусов в Москву.

Автобус НЕФАЗ-5299-40-52

Рядом с электробусом стоял… Еще один электробус? Нет, это обычный дизельный автобус НЕФАЗ-5299-40-52 (прямо-таки телефонный номер). Его кузов аналогичен электрическому собрату, но в левой части заднего свеса установлен дизель Cummins ISB мощностью 250 л. с., отвечающий нормам Евро-5. Коробка передач — шестиступенчатый автомат ZF.

В салоне — низкий пол. Мест для сидения — 27, а вот с общим количеством пассажиров вышел казус. На информационной стойке была указана общая пассажировместимость аж 106 человек. Но если взглянуть на информационную табличку в салоне, а потом сложить количество сидячих (27) и стоячих (72) пассажиров, то получится 99. Где истина?

Аэродромный автобус НЕФАЗ

Был на выставке и автобус НЕФАЗ в прежнем кузове. Он предназначен для работы на аэродромах. По правому борту у него обычные двери, а слева — сдвоенные в центре кузова.

Беспилотный электрический шаттл - пришелец из будущего

Привезли на Комтранс и беспилотный шаттл, который разработан КАМАЗом совместно с НАМИ. О нем мы уже подробно рассказывали. Напомним, что электрическая машинка должна передвигаться автономно, перевозя 12 пассажиров (шестеро сидят, остальные — стоят) со скоростью до 40 км/ч. Заявленный запас хода — 45 км.

Аналогичную систему автономного транспорта под названием MATRЁSHKA, о которой мы тоже как-то писали, разрабатывает и компания Bakulin Motors Group из Волгограда. «Матрёшку» на выставку не привезли, зато основная продукция компании, автобусы Volgabus, здесь были.

Volgabus Марафон

Междугородный автобус, получивший гордое имя Марафон, может перевезти до 53 пассажиров. По выбору заказчика он может быть оснащен китайским двигателем Yuchai либо европейскими моторами MAN или Mercedes мощностью до 300 л. с. Мосты — RABA, сцепление — SACHS.

Городской полунизкопольник СитиРитм длиной чуть больше 10 метров предстал в газовой версии. Вся его ходовая часть — китайская. Двигатель Yuchai отвечает нормам Евро-5 и развивает 209 л. с. В салоне могут разместиться до 94 пассажиров. Стоит такой автобус 7 млн 800 тысяч рублей. Стоимость аналогичного дизельного — на миллион меньше.

Автобусы Volgabus, кстати, неплохо продаются в регионах. К примеру, в Санкт-Петербург должно поступить целых 475 городских «Волгабасов». Существует и Volgabus-электробус, но подробностей о нем пока нет.

Электробус ЛиАЗ грустно мок под дождем на уличной экспозиции

Зато известно, что электробус ЛиАЗ, о котором мы неоднократно писали, испытания завершил, преодолев по московским дорогам более 13 тысяч километров. Теперь он так же, как и КАМАЗ, будет претендовать на то, чтобы ездить по столице в числе трех сотен электробусов в будущем.

А в настоящем — новый полунизкопольный ЛиАЗ Курсор. Он представляет собой бюджетную версию низкопольного автобуса ЛиАЗ-4292. Из изменений — обычный задний мост вместо портального и отсутствие узкой двери в заднем свесе. Салон может вместить до 75 человек, 27 из которых смогут сидеть (в задней части, правда, расстояния между сиденьями уж очень маленькие). Двигатель — ЯМЗ-534 мощностью 210 л. с., коробки передач — автоматические ZF или Allison. Примерная стоимость такого автобуса — 5 млн 800 тысяч рублей.

ГАЗ также представил новые версии автобусов Vector Next на шасси нового Газона. Это, во-первых, туристический вариант с мягкими креслами, коих здесь 25. Такой автобус с двигателем ЯМЗ мощностью 150 л. с. появится в продаже в начале 2018 года и будет стоить 3 млн 300 тысяч рублей.

Другой Vector — ответ автобусам компании Нижегородец на шасси IVECO Daily, заполонившим Москву. Пол в его задней части — низкий, а в дверном проеме размещен трап для инвалидных колясок. Стоить такой Vector будет 3 млн 150 тысяч рублей.

Лайнер Круиз получил новое "выражение лица"

Еще одна автобусная новинка Группы ГАЗ стояла на уличной экспозиции. Это обновленный туристический лайнер Круиз, базирующийся на шасси Scania. Теперь он получил новую «корпоративную мордашку», а также увеличенное до 51 число мест для пассажиров и более объемное багажное отделение.

Кстати, сама Scania показала свой туристический автобус Touring, построенный в Китае на совместном предприятии с компанией Higer. Как и автобусы прошлых поколений, на которых я ездил в Сочи, этот лайнер производит приятное впечатление. В его салоне 59 мест для сидения. Мощность двигателя — 400 л. с. Коробка передач — восьмиступенчатый робот Opticruise. Но за все хорошее нужно платить: цена лайнера — 260 тысяч евро.

Новый лайнер Lion’s Coach показал и MAN. Мы познакомились с ним еще до официальной премьеры. Напомним, что красавец-автобус вмещает 49 пассажиров. Все кресла оборудованы USB-портами для зарядки мобильных устройств. Двигатель развивает 440 л. с. Коробка передач — робот TipMatic. Стоимость лайнера в России пока неизвестна.

IVECO Evadys

Как и цена на пригородный автобус IVECO Evadys: выпускается он в Чехии и оснащен 400-сильным двигателем Cursor. Коробка передач — механика, автомат или робот. Помимо внешности от своих предшественников Crossway и Magelys он отличается увеличенным объемом багажных отсеков.

Этот автобус IVECO Daily оборудован автоматической КПП

Более «земные» IVECO — это новые двадцатиместные автобусы Daily. Их переделкой из фургонов занимается компания Нижегородец. Представленный вариант оснащен восьмиступенчатым автоматом Hi-Matic и стоит 3 млн 800 тысяч рублей.

Кстати, собственная разработка Нижегородца, большая маршрутка на шасси Daily предыдущего поколения, претерпела некоторые изменения. Так, к примеру, если раньше водители жаловались, что из открытой двери задувает, то теперь их место прикрыто дополнительной перегородкой.

Отдельным фронтом выступили китайские производители. На стенде компании Ютонг-Центр Столица стоял большой туристический лайнер Yutong ZK6122H9 (запомнили индекс, да?). В его салоне 53 пассажирских сиденья, кстати, вполне удобных. Двигатель — Cummins ISL мощностью 360 л. с. Коробка передач — механика. Цена — 8,6 млн рублей.

Yutong T122HDH

А компания «Две столицы» привезла на выставку более дорогой Yutong T122HDH. Красный красавец оснащен двигателем Mercedes-Benz мощностью 350 л. с. и механической КПП. В салоне 49 мест для пассажиров. Цена — 12 миллионов рублей.

Golden Dragon XML 6957 JR

Был представлен на выставке и другой китайский производитель автобусов, Golden Dragon. Его небольшой туристический лайнер XML 6957 JR рассчитан на 39 пассажиров и оснащен двигателем Cummins ISD мощностью 245 л. с. Цена — чуть больше шести миллионов рублей.

Рекомендованные статьи