Питер под током: едем на электробусе Volgabus по Северной столице

Фото: Максим Чернявский

Петербург продолжает экспериментировать с современным пассажирским транспортом. Со здешним аккумуляторным троллейбусом Тролза, который умеет ездить с опущенными рогами, мы уже знакомили читателей. Теперь же вслед за Москвой на городской маршрут Питера вышли новейшие электробусы — полноценные, без рогов. Причем это не ЛиАЗы, и не КАМАЗы, а техника компании Volgabus.

Если столичные электробусы работают по принципу ультрабыстрой подзарядки на маршруте, то питерские машины принципиально иные: они пополняют запасы энергии в батареях ночью в парке и весь день на них ездят, слегка подзаряжаясь лишь за счет рекуперации при торможении. Батареи у питерских Волгабасов литий-ионные, носят российскую марку Лиотех. Полная зарядка согласно данным производителя длится 4-5 часов.

По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
По внутренней отделке Volgabus ничем не отличается от мировых аналогов
1 / 3

По требованиям тендера запас хода должен быть достаточен для пробега в 240 километров, но производитель заявляет, что электрические Волгабасы смогут пройти на одной зарядке и три сотни километров. Реальные цифры пока не названы, но, уже по словам водителей, на восьмичасовую смену заряда хватает точно. Правда, погода в Питере уже весенняя и больших морозов нет — а это критично, ведь система отопления здесь, в отличие от тех же московских машин с дизельными печками-автономками, полностью электрическая. Еще в электробусах Volgabus заявлено огромное количество отечественных комплектующих. По сути, импортный здесь только электропортальный мост ZF. А особенно гордятся разработчики электроусилителем руля собственной конструкции. Но это все теория — а каково в новых машинах пассажирам?

Ждать чудо электротехники на остановке пришлось около получаса — и вот у поребрика останавливается новый Volgabus. Увидев эту машину на одной из выставок, мой коллега Петр Грибачев с восторгом описывал ее дизайн. А я подтверждаю — и на улице электробус выглядит очень элегантно.

Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
Салон электробуса напичкан аудио- и видеоэлектроникой. Интересно, что в двух машинах разные табло, одно простое, второе жидкокристаллическое, на котором показано расстояние до ближайшей остановки
1 / 2

В полностью низкопольный салон ведут широкие двери. Внутри светло и просторно, а покрытие пола противоскользящее. Есть здесь и радости жизни вроде USB-розеток для девайсов и полностью светодиодного освещения. Название остановок, кстати, тут объявляется согласно показаниям терминала системы ГЛОНАСС.

Задняя площадка занята кожухом с аккумуляторами и иным оборудованием

Ощущения от езды на электробусе ожидаемы. Но главный плюс, бесшумность, таит в себе и ряд недостатков. Двигателя вообще не слышно (лишь негромкий гул мостов при разгоне), зато пластик элементов внутренней отделки отчетливо скрипит.

Мосты носят известную марку ZF. А колеса – популярные сейчас Tyrex Омскшины

Но гораздо больше вопросов вызывает пассажировместимость. Я проехал на двух электробусах и ни в одном из них не обнаружил таблички с количеством людей в салоне. Но, согласно выданному ОТТС, максимальная вместимость такого Волгабаса лишь 75 пассажиров. Маловато, но объяснимо. Масса пустого электробуса (за счет тяжелых аккумуляторов) составляет целых 12 тонн, а полная масса — 18 тонн.

Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
Над качеством отделки еще предстоит поработать: стыки панелей неравномерны, кое-где видна проводка
1 / 2

И если посмотреть на забитые аналогичные по размеру 12-метровые автобусы (и троллейбусы, как тот же Мегаполис), способные перевезти и сотню пассажиров, а также на большую свободную площадку в середине салона электробуса, становится очевидно, что в часы пик ходить он будет с перегрузом. И как это скажется на шинах и мостах?

Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
Красавцы Волгабасы постепенно заменят на 128-м маршруте старые высокопольные Нефазы. Жаль, что паспортная вместимость у них даже ниже
1 / 2

Напоследок стоит упомянуть и стоимость машин. Их начальная цена около 30 миллионов рублей, по словам производителя. Однако с учетом субсидий десять питерских электробусов обошлись городу примерно в 22 млн рублей каждый — из открытых данных известна общая стоимость тендера, которая составляет 225 666 666,70 рубля. Однако высокая начальная цена машин нивелируется более низкой стоимостью эксплуатации. А как это будет на самом деле и какова перспектива новых электробусов, покажет время.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий
  • Выглядит на много красивее и интереснее Московских аналогов.

  • Я видел как их в конце года по трассе в Питер тащили на эвакуаторах, стречем обмотанные. Хотел фоточку прикрепить, а не умею(((

  • Соболезную горожанам. Волгабас еще тот хлам

  • Вот где справедливость? Так дальнобой дрючат за перегруз, да еще по осям контроль. А там 40 тонн на 12 колес. А тут? 6 колес, 2 оси. Такая тяжесть будет двойным темпом набивать колеи за огромные бабки. Огонь идея

  • литий-ионные, носят российскую марку Лиотех
    Собранные из импортных батареек?

  • Однако с учетом субсидий десять питерских электробусов обошлись городу примерно в 22 млн рублей каждый

    Это каких таких субсидий, можно поинтересоваться?

  • Вот же Счетовод.Простите придурка. Батарейка в 400 Не 1.3 ляма А 13 лямов... А это уже совсем не гуд..
    Соответственно в 80- 2.4 ляма. Дорого.

  • Какой Красивенький. У Обычных мордочка попроще.

    Батареи у питерских Волгабасов литий-инные, носят российскую марку Лиотех.

    Не ужель у Чубайса чет путнее вышло. Правда цена в 31 тысячу за киловатт час.. Это батарейка в 400 скока стоить будет. Почти 1.3 ляма.. А че не плохо так..Даж очень неплохо..Так и до Теслы недалеко..

    Правда, погода в Питере уже весенняя и больших морозов нет — а это критично, ведь система отопления здесь, в отличие от тех же московских машин с дизельными печками-автономками, полностью электрическая.

    Вот этот вопрос в первую очередь интересовал..

  • Если будет эксплуатироваться 9 лет, полностью отбивает разницу в цене. При условии что цена на солярку не упадет. А так как ресурс электродвигателя куда больше дизеля, уйдет далеко в плюс. Плюс чистый воздух.

    • Пардон Зарапортовался. Всеж резерв по батареи 8-9 лет. Надо всеж до конца документацию дочитывать.

    • А так как ресурс электродвигателя куда больше дизеля, уйдет далеко в плюс.

      В первую очередь интересует ресурс батареи..А судя по статье- он где то три года.. Причем Если Москва покупает с циклом пожизненной гарантии в 20 лет. Тут об этом ни слова.

  • Старые троллейбусы шумят страшно.
    И эти тоже будут шуметь когда износятся

    • Старые троллейбусы шумят из-за системы охлаждения двигателя - и редукторов. Поскольку вся эта часть на новых машинах выполнена совершенно по-другому, пример старых троллейбусов совершенно не показателен.
      Заметьте, я не говорю, что не будет шуметь :-) Просто никакой связи с троллейбусами тут нет. Совершенно другие инверторы, другие (принципиально другие) двигатели, другие редукторы...

    • Не будет, тут немецкий ведущий мост с соответствующим качеством изготовления.

      • Немецкое качество в 21 веке это оксюморон.

      • Как поршневые кольца на вагах? Или масложор это норма?
        Я к тому, что немецкое качество это уже дано миф, только деды из 90-х за это цепляются.

        • То ли дело наши производители ведущих мостов... к примеру у КамАЗа, они настолько качественные, что их вой на трассе слышно за километр! А какие шикарные мы выпускаем портальные мосты... Хотя, стоп, а они есть?
          P.S. Делать выводы по коммерческой технике основываясь на продуктах массового потребления- та еще глупость. Я надеюсь вы уже успели сделать выводы по продукции Karl Zeiss, Siemens Healthcare, Liebherr?

          • Karl Zeiss, Siemens Healthcare, Liebherr?
            Ну и какое отношение эти уважаемые компании относятся к электрическим мостам? Это скорее к ZF

            • А какое отношение VAG имеет к ZF? Вам ведь это не помешало сделать выводы по продукции ZF для коммерческой техники.

              • Прямое, немцы не могут самостоятельно разработать свои коробки. И про немецкое качество не надо тут.

                • Поэтому...

                  Я надеюсь вы уже успели сделать выводы по продукции Karl Zeiss, Siemens Healthcare, Liebherr?

                  • Ну и какое отношение эти уважаемые компании относятся к электрическим мостам?

                    • Тогда...

                      какое отношение VAG имеет к ZF?

                      Или

                      Ну так вы же сказали, что

                      Как поршневые кольца на вагах? Или масложор это норма?
                      Я к тому, что немецкое качество это уже дано миф,


                      Просто вы делаете выводы по портальным ведущим мостам ZF и вообще немецком качестве основываясь на косяках VAG, но при этом не делаете такие выводы по продукции Karl Zeiss, Siemens Healthcare, Liebherr...
                      P.S. Я наглядно показывают ваши двойные стандарты.

  • Аптекарский остров, Петроградская сторона ;-)

  • Меньше вместимость- больше необходимость. Завод должен быть загружен. Да и не нужны в городе автобусы по 100 человек. Это крайне неудобно и негигиенично. В эпидемию один чихнёт- 100 зарятся, а не 75. Оптимально,конечно, иметь электромаршрутки с автопилотом. Можно оперативно регулировать кол-во техники на маршруте в течение дня. Когда-нибудь так и будет, наверно. Система будет считывать кол-во людей по смартфонам и рисовать графики загрузки маршрута. Но для этого нужно уйти от ресурсно- потребительской экономики, и прийти к рационально- минималистической модели. Это будет новый "Вавилон- ZZZ".

    • Система будет считывать кол-во людей по смартфонам

      Есть датчики определяющие колличество вошедших и вышедших.

      • чет это вот только-Дебетная карта... Кстати работают даже заблокированные.

      • А Вы тоже "американец"? Вот, смотрите, как клево:

      • В общем, я как бы имею ввиду более сложную модель, где не по факту будет считываться, а прогнозироваться, с учётом постоянного перемещения индивида, его предпочтений, планов. "Яблоко" уже вводит свою "банковскую карту", привязанную к смартфону. Как ни крути, ее величество Матрица.

  • Батареи у питерских Волгабасов литий-инные, носят российскую марку Лиотех.

    Литий-ионные наверное?

    • исходно китайские LiFePo, завод в Новосибирске. Начиналось с наполеоновских планов массового экспорта, потом всё затихло (казалось, что вообще - всё). Но вишь ты, работает, хорошо.
      LiFePo (литий-железо-фосфатные) аккумы - для подобного транспорта вроде лучше прочих. Саморазряд для литиевых аккумов высоковат - но для регулярного транспорта это маловажно. Зато:

      • неплохая стойкость к морозам,
      • высокие номинальные токи (до 30С) - это для транспорта очень полезно
      • большое число циклов разряд/заряд
      • Спасибо, но это всё равно не "литий-инные".

        • Это как раз литий-ионные, потому как под этим названием идут несколько отличающиеся технологии (описание стащил из поста на хабре, но можно найти и в других местах):
          -ICR или LCO. Литий-кобальт. Наивысшая удельная энергия, но самый пожароопасный. Не любит глубокого разряда. Довольно старая технология.

          -IMR или LMO. Литий-магний. Высокотоковые батареи, безопаснее многих с химией ICR.

          -INR или NMC. Литий-марганец-никель. Безопасность, большие токи, высокая ёмкость.

          -NCA. Литий-алюминий
          похоже на INR, невысокие токи разряда, но большая емкость и продолжительностью жизненного цикла. Они также более устойчивы к физическому воздействию. Используются на машинах Tesla.

          -NCO. Литий-никель-кобальт. относительно редкие.

          -IFR или LFP. Литий-железо-фосфат, тот самый.

  • А чего про нас не пишете?:) Вчера видел в городе в живую.
    "Глава Новокузнецка рассказал, что автономные троллейбусы скоро доставят в Кузбасс.
    ..
    Глава Новокузнецка опубликовал на своей странице в Instagram снимки новых автономных автобусов. Сергей Кузнецов отметил, что их совсем скоро доставят в Новокузнецк.
    ..
    Новые автономные троллейбусы будут передвигаться по городу за счёт питания от электросети, а также за счёт аккумуляторов. Специально для южной столицы региона электробусы выкрасили в красный цвет.
    ..
    «Такие «красавцы» на следующей неделе отправятся к нам, в Новокузнецк! Кузова троллейбусов «Тролза Мегаполис» специально для нашего города выкрасили в красный цвет. Сейчас идёт последний, завершающий этап сборки на заводе в городе Энгельс. Совсем скоро расскажем все подробно. Следите за новостями на моей странице и странице», — написал в своём посте Сергей Кузнецов.
    ..
    http://novokuznetsk.ru/2019/02/10/takie-krasavtsy-sergej-kuznetsov-pokazal-novye-elektrobusy/#hcq=Ox24amr

  • Это все прекрасно. Но почему по тендеру только один поставщик, я вижу в этом сговор и коррупцию + откаты. Так же после пиршества, там один бус остановился, пропало питание, в парке выяснилось, что клемма отошла, Так же его дозарядка только в парке -тоже неправильное решение. Почему не сделать присоску на конечных станциях? Если мы говорим о погоде в Питере, то как стоит вопрос с коррозией и окислением? Так же в этом году зима снежная и холодная, сколько протянет это чудо с врубленным подогревом и буксующими колесами?

    • Но почему по тендеру только один поставщик

      Если по условиям тендера выбирается один поставщик с лучшими условиями, то что в этом удивительного?

      я вижу в этом сговор и коррупцию + откаты

      И при этом вам даже не интересно, сколько было участников в тендере?

      • Удивительно, что он изначально один... Мне не интересно? Я документ смотрел... на участие в аукционе была подана одна заявка - ООО «Бакулин Моторс Групп»... Ну что за цирк? Это как вообще в стране выборы... без выборов....

  • Симпатичный!
    Эх... насколько Питер рациональнее Москвы в этом вопросе:
    1) электробус вместо автобуса, а не вместо и так электрического троллейбуса
    2) без дизельной печки, не соответствующей никаким нормам.

    В Питере по делу, а в Москве - чисто понты

  • Ездил только в камазах, сегодня попался лиаз и он мне чем-то показался приятнее.

Рекомендованные статьи