Питер под током: едем на электробусе Volgabus по Северной столице
Петербург продолжает экспериментировать с современным пассажирским транспортом. Со здешним аккумуляторным троллейбусом Тролза, который умеет ездить с опущенными рогами, мы уже знакомили читателей. Теперь же вслед за Москвой на городской маршрут Питера вышли новейшие электробусы — полноценные, без рогов. Причем это не ЛиАЗы, и не КАМАЗы, а техника компании Volgabus.
Если столичные электробусы работают по принципу ультрабыстрой подзарядки на маршруте, то питерские машины принципиально иные: они пополняют запасы энергии в батареях ночью в парке и весь день на них ездят, слегка подзаряжаясь лишь за счет рекуперации при торможении. Батареи у питерских Волгабасов литий-ионные, носят российскую марку Лиотех. Полная зарядка согласно данным производителя длится 4-5 часов.
По требованиям тендера запас хода должен быть достаточен для пробега в 240 километров, но производитель заявляет, что электрические Волгабасы смогут пройти на одной зарядке и три сотни километров. Реальные цифры пока не названы, но, уже по словам водителей, на восьмичасовую смену заряда хватает точно. Правда, погода в Питере уже весенняя и больших морозов нет — а это критично, ведь система отопления здесь, в отличие от тех же московских машин с дизельными печками-автономками, полностью электрическая. Еще в электробусах Volgabus заявлено огромное количество отечественных комплектующих. По сути, импортный здесь только электропортальный мост ZF. А особенно гордятся разработчики электроусилителем руля собственной конструкции. Но это все теория — а каково в новых машинах пассажирам?
Ждать чудо электротехники на остановке пришлось около получаса — и вот у поребрика останавливается новый Volgabus. Увидев эту машину на одной из выставок, мой коллега Петр Грибачев с восторгом описывал ее дизайн. А я подтверждаю — и на улице электробус выглядит очень элегантно.
В полностью низкопольный салон ведут широкие двери. Внутри светло и просторно, а покрытие пола противоскользящее. Есть здесь и радости жизни вроде USB-розеток для девайсов и полностью светодиодного освещения. Название остановок, кстати, тут объявляется согласно показаниям терминала системы ГЛОНАСС.
Задняя площадка занята кожухом с аккумуляторами и иным оборудованием
Ощущения от езды на электробусе ожидаемы. Но главный плюс, бесшумность, таит в себе и ряд недостатков. Двигателя вообще не слышно (лишь негромкий гул мостов при разгоне), зато пластик элементов внутренней отделки отчетливо скрипит.
Мосты носят известную марку ZF. А колеса – популярные сейчас Tyrex Омскшины
Но гораздо больше вопросов вызывает пассажировместимость. Я проехал на двух электробусах и ни в одном из них не обнаружил таблички с количеством людей в салоне. Но, согласно выданному ОТТС, максимальная вместимость такого Волгабаса лишь 75 пассажиров. Маловато, но объяснимо. Масса пустого электробуса (за счет тяжелых аккумуляторов) составляет целых 12 тонн, а полная масса — 18 тонн.
И если посмотреть на забитые аналогичные по размеру 12-метровые автобусы (и троллейбусы, как тот же Мегаполис), способные перевезти и сотню пассажиров, а также на большую свободную площадку в середине салона электробуса, становится очевидно, что в часы пик ходить он будет с перегрузом. И как это скажется на шинах и мостах?
Напоследок стоит упомянуть и стоимость машин. Их начальная цена около 30 миллионов рублей, по словам производителя. Однако с учетом субсидий десять питерских электробусов обошлись городу примерно в 22 млн рублей каждый — из открытых данных известна общая стоимость тендера, которая составляет 225 666 666,70 рубля. Однако высокая начальная цена машин нивелируется более низкой стоимостью эксплуатации. А как это будет на самом деле и какова перспектива новых электробусов, покажет время.