Scania в России: итоги года и планы на будущее
Вслед за компанией MAN отчетную пресс-конференцию провела и Scania.
Главная новость сканиевцев — начало поставки на наш рынок тягачей новой серии: в прошлом году пришли первые три экземпляра с двигателями Евро-6, а сейчас начнется массовая продажа таких машин уже с моторами Евро-5. Проверка новой серии российскими дорогами прошла успешно: «евро-шестые» машины накатали c августа по март в общей сложности более 176 тысяч километров, а их экономия топлива, по сравнению с предшественниками, составила от 7 до 13%.
Кстати, выпуск предыдущей серии вскоре должен прекратиться по всей Европе: недавно такой последний грузовик был произведен на заводе компании в голландском Цволле. Уже известно, что в нынешнем году 22% российских продаж придется на новую серию, но сколько это будет в штуках — пока не знают сами сканиевцы: предположительно, 2000—2500 единиц. А итоги прошлого года в цифрах таковы: всего отгружено 6107 грузовиков (второе место после конкурента Volvo), что соответствует доле 21,4% среди «большой семерки» европейских производителей. Из них на заводе в Санкт-Петербурге сделано 400 машин, это в основном самосвалы 6х4, 8х4 и 8х8. Всего же продано 789 самосвалов, 324 тяжелых карьерника (это рекордный показатель), 149 коммунальных и дорожных машин.
Также продано 34 газовых тягача против 13 в прошлом году. В нынешнем «газовые» поставки увеличатся в разы (более 250 машин), причем будут продаваться тягачи новой серии, работающие не только на традиционном сжатом метане (CNG), но и на экзотическом для нас сжиженном (LNG): уже известно, что «Деловые линии» собираются испытать машины LNG, а это, естественно, потребует инвестиций в дилерскую сеть.
Однако сами машины — полдела. По словам сканиевцев, главная задача — сделать так, чтобы груз бесперебойно перемещался: сначала с клиентами обсуждаются техническая база, сервис, запчасти и т.д., и только потом — грузовики. «Если фирма просто продает грузовики — это один подход, — комментируют представители Скании. — А если поддерживает бизнес-клиента — совсем другой!»
Потому уже более половины всей техники продается с комплексным решением Драйв (лизинг, обучение, страхование, сервисный контракт и т.д.). Кстати, срок сервисных контрактов Scania уже продлила с двух—трех лет до пяти, а сейчас ведутся разговоры о контрактах на семь лет. Даже бэушная техника будет продаваться комплексно — с гарантией и т.д.
А помимо сервисных станций (а их 60, больше, чем у МАНа), есть 14 «удаленных решений» — мини-станций на клиентской базе в отдаленных точках. Но упор в развитии дилерских центров будет делаться не на количество, а на качество: «останутся достойные».
Тем временем Россия стала третьей в Европе (!) по количеству отгруженных Сканий — после Германии и Великобритании (в прошлом году Россия занимала восьмое место). Еще круче скакнули поставки автобусов — с тридцать первого на пятое место в мире. И даже поставки промышленных и судовых двигателей вошли в первую десятку. Интересно, как изменится рынок в нынешнем году?