Весты, шипы и олени: супертест 19 комплектов зимних шин

Весты, шипы и олени: супертест 19 комплектов зимних шин
Шины | АР №18 2016
Фото: Роман Тарасенко

На лапландском заполярном полигоне White Hell, где мы издавна проводим зимние шинные тесты, олени встречались всегда. Но чтобы они так нагло топтались на трассе управляемости — такого не припомним! Может, их привлекли две Лады Весты? С помощью которых мы, распугав копытных, все же завершили испытания 19 комплектов шин размерности 185/65 R15, из которых 12 — с шипами.

С Вестами нам повезло: обычные товарные машины из первых партий без поломок отработали всю программу. И ступицы оказались крепкими: выдержали больше сотни замен колес. Единственной проблемой стали заедающие на морозе дверные ручки.

На льду выступание шипов является определяющим — если раньше этот параметр в России не оговаривался, то теперь, согласно Техническому регламенту Таможенного союза, для шин, выпущенных после первого января 2016 года, выступание шипов должно составлять 1,2 мм ±0,3 мм
Давление и в передних, и в задних колесах одинаковое — 2,1 бара
0 / 0

Размерность 185/65 R15, кстати, подходит не только для Весты, но и для популярных на нашем рынке седанов Hyundai Solaris и Kia Rio. На что ориентируются владельцы таких машин при выборе зимних покрышек прежде всего? На цену! Поэтому мы взяли для сравнения не только «породистые» модели, но и шины так называемой второй линии — Gislaved, Matador и Nordman, — а еще корейские и китайские.

Кстати, клеймо «Made in Russia» в нашем тесте имеют Michelin, Pirelli, Nokian, Continental и Gislaved. Бояться этого не надо: российские заводы крупных зарубежных компаний открылись сравнительно недавно и оснащены едва ли не лучше, чем предприятия в Германии или Финляндии.

Замеры тормозного пути на укатанном снегу не выявили существенной разницы между шинами

Методика же наших тестов остается неизменной год от года: ради стабильности каждое упражнение повторяем по 10—12 раз, а вдобавок чередуем с заездами на так называемых базовых шинах, чтобы делать поправки на изменения погоды и состояние покрытия. К счастью, для замеров продольной динамики на полигоне White Hell есть закрытый трек, на котором стабильные результаты можно получать и в снегопад.

Оценка проходимости на треке, засыпанном двенадцатисантиметровым слоем снега: traction control отключен, автомобиль разгоняется на первой передаче с постоянной пробуксовкой, аппаратура фиксирует время разгона с 5 до 15 км/ч
Оценка проходимости на треке, засыпанном двенадцатисантиметровым слоем снега: traction control отключен, автомобиль разгоняется на первой передаче с постоянной пробуксовкой, аппаратура фиксирует время разгона с 5 до 15 км/ч
0 / 0

А метель во время тестов была — и помогла нам оценить влияние шин на проходимость. Отключив противобуксовочную систему (на Весте это можно сделать на скорости до 50 км/ч), мы разгонялись с постоянной пробуксовкой на первой передаче, а измерительный комплекс VBox фиксировал время разгона с 5 до 15 км/ч. Итоги — в таблицах ниже.

Лед при околонулевой температуре обладает наименьшим коэффициентом сцепления — в таких условиях преимущества шипованных шин перед фрикционными бесспорны
При околонулевой температуре лед мягкий, и шипы оставляют в нем глубокие борозды (на фото). С понижением температуры покрытие становится тверже, и шипы работают не столь эффективно
0 / 0

К сожалению, все эти результаты были получены при относительно теплой погоде: столбик термометра едва опус­кался ниже нуля. Именно этим обусловлена огромная разница в сцепных свойствах между шипованными и нешипованными покрышками, которые по «теплому» льду плывут в буквальном смысле слова. Ведь чем выше температура, тем больше воды образуется в пятне контакта шины с дорогой. В таких условиях шипы были и остаются единственным спасением — что бы там ни говорили лоббисты из компаний, занимающихся строительством и ремонтом дорог. Ни о каком запрете шипованных шин в России не может быть и речи! Лучше подумать о повышении прочности асфальта и обратить внимание на технологии, которые применяют дорожники в Финляндии — там почти все ездят на шипах, а колейности на дорогах нет.

Закрытый ангар длиной 300 метров позволяет проводить испытания на льду в любую погоду

А в конце испытаний мы совершили «жертвоприношение»: по одной покрышке из каждого комплекта было убито наездом на бордюр высотой 94 мм под углом 45 градусов. Здесь мы Весты пожалели: для этих испытаний на полигоне есть старенький Mercedes, который мы уже использовали для тех же целей три года назад. Жив, чертяка! В зачет идет скорость, на которой происходит сквозной пробой боковины и шина начинает спускать. Самыми стойкими оказались покрышки Dunlop SP Winter Ice 02. А самыми нежными — фрикционные шины Goodyear, Nokian и Tigar.
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
Подписка на месяц
229
Подписка на год
27481590
я уже подписан

Вы можете использовать деморежим подписки: просто зарегистрируйтесь на сайте — и вам будут доступны 3 просмотра платных статей

Рекомендованные статьи