Весты, шипы и олени: супертест 19 комплектов зимних шин
На лапландском заполярном полигоне White Hell, где мы издавна проводим зимние шинные тесты, олени встречались всегда. Но чтобы они так нагло топтались на трассе управляемости — такого не припомним! Может, их привлекли две Лады Весты? С помощью которых мы, распугав копытных, все же завершили испытания 19 комплектов шин размерности 185/65 R15, из которых 12 — с шипами.
С Вестами нам повезло: обычные товарные машины из первых партий без поломок отработали всю программу. И ступицы оказались крепкими: выдержали больше сотни замен колес. Единственной проблемой стали заедающие на морозе дверные ручки.
Размерность 185/65 R15, кстати, подходит не только для Весты, но и для популярных на нашем рынке седанов Hyundai Solaris и Kia Rio. На что ориентируются владельцы таких машин при выборе зимних покрышек прежде всего? На цену! Поэтому мы взяли для сравнения не только «породистые» модели, но и шины так называемой второй линии — Gislaved, Matador и Nordman, — а еще корейские и китайские.
Кстати, клеймо «Made in Russia» в нашем тесте имеют Michelin, Pirelli, Nokian, Continental и Gislaved. Бояться этого не надо: российские заводы крупных зарубежных компаний открылись сравнительно недавно и оснащены едва ли не лучше, чем предприятия в Германии или Финляндии.
Замеры тормозного пути на укатанном снегу не выявили существенной разницы между шинами
Методика же наших тестов остается неизменной год от года: ради стабильности каждое упражнение повторяем по 10—12 раз, а вдобавок чередуем с заездами на так называемых базовых шинах, чтобы делать поправки на изменения погоды и состояние покрытия. К счастью, для замеров продольной динамики на полигоне White Hell есть закрытый трек, на котором стабильные результаты можно получать и в снегопад.
А метель во время тестов была — и помогла нам оценить влияние шин на проходимость. Отключив противобуксовочную систему (на Весте это можно сделать на скорости до 50 км/ч), мы разгонялись с постоянной пробуксовкой на первой передаче, а измерительный комплекс VBox фиксировал время разгона с 5 до 15 км/ч. Итоги — в таблицах ниже.
К сожалению, все эти результаты были получены при относительно теплой погоде: столбик термометра едва опускался ниже нуля. Именно этим обусловлена огромная разница в сцепных свойствах между шипованными и нешипованными покрышками, которые по «теплому» льду плывут в буквальном смысле слова. Ведь чем выше температура, тем больше воды образуется в пятне контакта шины с дорогой. В таких условиях шипы были и остаются единственным спасением — что бы там ни говорили лоббисты из компаний, занимающихся строительством и ремонтом дорог. Ни о каком запрете шипованных шин в России не может быть и речи! Лучше подумать о повышении прочности асфальта и обратить внимание на технологии, которые применяют дорожники в Финляндии — там почти все ездят на шипах, а колейности на дорогах нет.
Закрытый ангар длиной 300 метров позволяет проводить испытания на льду в любую погоду