Проводим кастинг среди кроссоверов Hyundai на роль северного оленя
«Северный олень прекрасно приспособлен к суровым климатическим условиям. На бездорожье в любое время года может преодолевать значительные расстояния. Олений транспорт осуществляет связь с отдаленными населенными пунктами».
Это — из музейной методички 50-х по оленеводству. А нынче мы поедем, мы помчимся утром ранним между городами Югры на кроссоверах Hyundai. Каравай, кого хочешь выбирай — от мала до велика: бестселлер Creta, среднеразмерный Tucson или Santa Fe. Кто из них лучше приспособлен к жизни в суровых северных широтах?
В прошлом декабре в Югре жахнули морозы минус 62 градуса. Да что там — уже в ноябре тут случалось и под минус 50. На сей раз обошлось: Ханты-Мансийск встретил меня вполне московским «околонулем». Но погода в сибирском Приполярье традиционно определяется «по факту»: утром оттепель плюс пять, а вечером морозец минус пятнадцать — и наоборот. Так что щедрая зимняя экипировка все равно пригодилась: вся троица кроссоверов вдобавок к передним сиденьям радушно обогревает задний диван и руль. А Creta к тому же щеголяет едва видимыми токопроводящими нитями по всей поверхности ветрового стекла и от утренней изморози избавляется быстрее всех.
Главное — погода в доме. Этот 18-метровый диодный градусник занимает почетное место на центральной площади Ханты-Мансийcка
Между рассветом и закатом в этих широтах уже сейчас всего-то шесть часов. До и после — темень хоть глаз выколи! Света фар мне хватило на всех кроссоверах, но за рулем Тусана через пару часов во мгле хотелось вытащить предохранитель салонной подсветки: режущая глаз синева кнопок у него особенно ядовита. Интересно, в Hyundai когда-нибудь закончится запас синюшных лампочек?
А с неба — то снег, то дожди. Слякоти по уши! И относятся к ней корейские родственники по-разному. Даже при слабом морозе Santa Fe удивил теплолюбивостью омывателей. При том что жидкость во всех автомобилях одинаковая, только у него через несколько часов движения по трассе то форсунки подачи на стекло еле прыскают, то механизмы омывания фар скульптурно застынут, немного выдвинувшись.
Вот самые большие лопухи зеркал у Santa Fe пачкаются меньше всего. Но радости от этого не то чтобы много — передние боковые стекла равномерно «тонируются» мутной субстанцией. Иную картину рисует Tucson: на стеклах остаются просветы, однако толку тоже маловато — сами зеркала затягиваются сильней. А в Крете через сотню километров и вовсе сидишь как в танке — что творится в расплывчатых зеркалах за малопрозрачными стеклами, не поймешь.
«Едем, едем мы тайгой, и неудержимо лес таежный, лес густой пролетает мимо». В краю болот, озер, уазиков и Ленд Крузеров наши городские паркетники что щеголи в лакированных ботинках посреди деревенской распутицы. Предел мечтаний — добраться до полянки для пикника на ближайшей опушке. Здесь кроссоверы не ударили лицом в грязь, ибо она успела замерзнуть. А в окаменевших колеях уверенней всего чувствуешь себя на Крете с ее наименьшими базой и свесами: там, где она порхает бабочкой, оба других нет-нет да и жалят холмики чем-то снизу.
Забавный знак возле Археопарка у подножия Самаровского ледникового останца можно принять за запрет стоянки на мамонтах
Впрочем, между городами Югры бездорожье нынче не встречается. Даже посреди малонаселенной местности — дороги с редкими разбитыми участками и по большей части приличным асфальтом. Одно плохо: все — узкие двухполоски с нескончаемыми вереницами ползущих медленно в гору фур. Обгон за обгоном!
Сплав этноса и соцреализма времен СССР — украшение в виде серпа и молота на мансийской люльке
Лучше всего заботится о сохранности твоих нервных клеток при такой дерготне Santa Fe с его 200-сильным дизелем 2.2 и в унисон подпевающим ему шестиступенчатым «автоматом». Просто нажми педаль — запаса тяги хватает на любой скорости. А вот двухпедальный Tucson — из другой, более трагической оперы. Ведь он достался мне не со своим бодрым двухлитровым дизелем, а со 150-сильным бензиновым мотором 2.0. Вата! Даже в спортивном режиме трансмиссии передачи лучше переключать самому — и все равно к каждому обгону готовиться и просчитывать, как ход в шахматной партии. Неудивительно, что от стресса на больших оборотах мотор спасался поеданием топлива, опустошая бак каждые 100 км трассы почти на десять литров (тогда как оба других кроссовера довольствовались менее чем восемью). Даже Creta с двигателем 1.6 и «механикой» приятней — пусть на прямой Tucson и отрывается.
Закрытый в 1989 году централ в Тобольске располагается бок о бок с кремлем и главным городским собором
Было б еще в Крете потише! Достойный Ниагары рев откуда-то из задних арок лишь изредка перекрывает шум мотора: коротковата шестая передача «механики», крутит коленвал почти до 3000 оборотов уже при 110 км/ч.
• Тобольск — «ссыльная» столица Сибири. А началось все… с колокола. В 1591 году колокол в Угличе оповестил о гибели царевича Дмитрия, после чего случился самосуд над предполагаемыми убийцами. Царь Борис Годунов жестоко наказал не только людей, но и колокол. Тому оторвали язык, принародно выпороли плетьми и вместе с угличанами отправили в ссылку. Каторжане год тащили наказанный колокол до Тобольска. Сперва его заточили в приказной избе, но потом смилостивились и повесили на колокольню. И только в 1892 году возвратили в Углич. На фото — его точная копия
• Достопримечательность Тюмени — самый большой в Сибири памятник Ильичу, открытый в 1979 году. На шестиметровом постаменте — фигура вождя высотой девять метров. Сам же Ленин был в Тюмени… в эвакуации. С июля 1941 по март 1945 года тело вождя вместе с сердцем, препаратами мозга и извлеченной пулей хранилось в специально выделенном здании сельскохозяйственного техникума
Да и в целом количество шумоизоляционных матов кроссоверам Hyundai отвешивается в точном соответствии с иерархией — гул шин и свист ветра лучше всего глушит Santa Fe. Тот же расклад и по настройкам подвески: жестче всех Creta. Зато прямую на любой скорости она держит не хуже длиннофюзеляжного лайнера Grand Santa Fe. Похвально! А вот Tucson, случается, неприятно погуливает — особенно там, где местный слабонесущий грунт проседает, превращая дорогу в некое подобие амурских волн.
Не советую гнаться за размером обувки, заказывая здорово портящие характер широкие 19-дюймовые колеса: на базовых шестнадцати дюймах тусановский характер куда спокойней. Ведь крупные копыта во благо только северному оленю: такие «болотоходы-снегоступы» не дают ему завязнуть в моховом болоте, утонуть в рыхлом глубоком снегу, зато помогают откапывать под ним пищу.
Так что в тундре Santa Fe — хорошо, Creta — хорошо, Tucson — ничего. А олени лучше!