Задекорированный Renault Duster в Турции
Турецкую Каппадокию, куда я отправился на кроссовере Renault Duster Dakar, путеводители называют краем прекрасных лошадей: в древние времена здесь выращивали скакунов для персидского царя Дария. Современная Каппадокия привлекает туристов совсем другими вещами, но повод поговорить о лошадях и лошадиных силах в этой поездке был.
Кроссовер Renault Duster в пижонской версии Dakar — это… Это просто красиво! От стандартных Дастеров такая машина отличается лишь расширителями колесных арок, черным декором бамперов, корпусов зеркал и легкосплавных колес, защитными накладками на дверях, а с 2018 модельного года еще и огненно-рыжим цветом. Отличный декор! То есть Dakar.
Караваном из десяти полноприводных машин с механическими шестиступенчатыми коробками передач мы стартовали из Батуми, возле села Сарпи перешли турецкую границу и берегом моря добрались до Трабзона. Потом свернули на юго-запад в сторону городка Сивас и разбитыми грунтовками, сыпучими перевалами да горными серпантинами доехали до центра древнего коневодства Малой Азии. Вспоминая свои марокканские приключения, я был уверен, что дизельный автомобиль в турецкой поездке тоже блеснет. Потому что «самовоспламеняющийся» мотор серии К9К объемом 1,5 литра (на российский Renault Duster устанавливается его самая мощная версия с отдачей 110 л.с./240 Нм) невероятно тяговит, а короткая первая передача с блокировкой межосевой муфты способна трансформировать его тягу в весьма завидный внедорожный напор. Вот только просыпается реношный дизель лишь с 1500 об/мин и останавливает свою раскрутку на отметке 3500 об/мин, что подразумевает «тракторную» методику преодоления офроуда. Оцениваем сложный участок, выбираем передачу и форсируем препятствие на ровной тяге — в песках северной Африки такая тактика оправдывала себя на все сто. Но чтобы шустро преодолевать затяжные турецкие серпантины, стрелку тахометра приходилось постоянно гонять в правый сектор шкалы, потому что в «моментном» диапазоне дизельному Дастеру банально не хватает динамики.
За руль двухлитровой бензиновой версии я пересаживался неохотно, потому что был уверен, что узость моментного кругозора здесь усугубится еще и общим дефицитом тяги. Сел, поехал и — прозрел… Да, бензиновый двигатель серии F4R (143 л.с.) куда менее тяговит (195 Нм при 4000 об/мин), но вот вам наглядная демонстрация того, что удобство управления тягой играет куда более важную роль, чем абсолютные показатели отдачи! Здесь такая же короткая первая передача, трансмиссия «нарезана» с очень близким шагом, однако благодаря пологой кривой момента без завала в зоне низких оборотов (см. графики внешних скоростных характеристик) бензиновый двухлитровый Дастер на динамичном бездорожье воспринимается куда более покладистой машиной. Он менее шумен, резвее при активной раскрутке и лучше сглаживает небрежности при переключении передач.
Рыжий Duster в своей стихии. Пыльно!
Если, отдыхая в Турции, получите приглашение посетить Каппадокию, бросайте к чертям свой «ол инклюзив», покупайте тур (с черноморского и средиземноморского побережья туда возят на автобусах) и готовьтесь впитывать впечатления. Природа здесь выглядит так, словно какой-то великан ходил по горам с перфоратором и выдалбливал из скал диковинные фигурки, но почему-то бросил свое занятие, оставив работу незавершенной, — каменные заготовки торчат из земли как гигантские сталагмиты. Возникновение замысловатого ландшафта ученые объясняют необычной сейсмической активностью региона. Дескать, много миллионов лет назад территорию нынешней Каппадокии сначала засыпало вулканическим пеплом, а потом залило лавой. Застыв, пепел превратился в рыхлый туф, а затвердевшая магма стала каменным пластом. От сдвигов земной коры этот сэндвич постепенно трескался, а эрозионные процессы превратили могучие скалы в тощие карандаши. Искать в памяти визуальные аналогии бессмысленно, потому что такой картинки вы не встретите нигде. А понять, почему так причудливо рассредоточились карамельные наросты, столовые горы и потеки застывшей лавы, так же сложно, как прочесть с первого раза стихотворение Бродского «Каппадокия», — мне показалось, что сложные строфы с перескакивающими и «сдвинутыми по фазе» рифмами — это не что иное, как лингвистический портрет местного ландшафта.
Как вам картинка? А ведь это только наземная часть жилищной архитектуры Каппадокии. Остальное спрятано в скалах!
В путеводителях пишут, что все местные сюрреалистические пейзажи создала природа. Лукавство! Я собственными глазами видел, как рабочие пристраивали к гигантским останцам перекрытия, утолщали их основания и закладывали пустоты пеноблоками, превращая постройку в подобие современной пещеры. Ничего удивительного: подземная жизнь — это еще одна местная фишка. За весь обитаемый период жители Каппадокии выдолбили в скалах целые города, некоторые из которых имеют многоэтажную структуру, систему водоснабжения и вентиляцию. Объяснение простое: «в скалы» жители Каппадокии уходили, чтобы спастись от иноземных захватчиков, постоянно разгуливавших по этим местам в древние времена. Входы в пещеры закладывали камнями, а наружу выбирались только для того, чтобы сезонно обрабатывать поля. Ну как тут не вспомнить наших староверов, спасавшихся от религиозных гонений в аналогичных подземных укрытиях?
Пешком по местным горам я ходил немного, а вот на автомобиле изъездил едва ли не все открытые тропы. И могу сказать, что штатные шины Continental CrossContact 215/65 R16 (это конвейерная обувка всех российских Дастеров) в грунтово-горных условиях ведут себя цепко и стойко: за три дня активных скачек по камням наш караван пробил только одно колесо. Поведенческих особенностей версии Dakar в турецкой экспедиции я не обнаружил и по-прежнему считаю российский Duster одним из лучших автомобилей для грунтовых вылазок. С единственной оговоркой: за его рулем не надо никуда спешить. Особенно в поворотах с разбитым покрытием, когда все ямы, ухабы и трещины невероятно подробно и с высокой амплитудой передаются на руль, — такова неприятная особенность конструкции автомобиля.
Renault Duster — это один из немногих среднеразмерных кроссоверов с неиспорченными внедорожными генами. И по геометрии у него пятерка!
Ну а бензиново-дизельная интрига разрешилась так. В смешанном горно-равнинном цикле мой расход на дизельной машине составил 7,2 л/100 км, на бензиновой — 8,6 л/100 км. Учитывая эти цифры, субъективные впечатления от езды и розничные цены на кроссоверы (Duster Dakar с дизелем стоит 1 млн 80 тысяч рублей, бензиновый автомобиль на 34 тысячи дешевле), разделил бы эти машины по ареалу. Дизель — для провинции, с неторопливым и размеренным образом жизни, разбитыми дорогами и прицелом на охоту, рыбалку, леса и поля. Если же образ жизни подразумевает хоть какую-то ездовую динамику и городские дефиле (а Duster в версии Dakar — это тот еще пижон!), то я бы предпочел «задекорированный» автомобиль на легком топливе.
Полуторалитровый турбодизель и двухлитровый атмосферный бензиновый мотор очень разные по характеру. Первый пленяет тяговым потенциалом, а второй хорош тем, что готов раскручиваться в куда более широком диапазоне оборотов