К северу, в Исландию! Путешествие на кроссоверах Nissan Qashqai и Nissan X-Trail
— Мальчик, здесь давно идет дождь?
— Не знаю, мне только шесть лет… (исландская шутка)
Климат — жуть. Вместо растительности — ледники, гейзеры да вулканы. Но в 2007 году Организация Объединенных Наций признала Исландию самым комфортным и привлекательным местом для жизни на Земле. Возможно, потому, что здесь очень мало людей и много автомобилей. Топтать загадочную ледяную мантию мы отправились на двух кроссоверах: Nissan Qashqai и Nissan X-Trail.
Попасть на второй по величине североатлантический остров с автомобилем можно только океанским путем. Для этого нужно «проткнуть» Европу в северном направлении и добраться до датского городка Хиртсхальс, в порту которого швартуется единственный грузопассажирский паром, курсирующий между Исландией и Большой землей.
Хиртсхальс — это своеобразный Рубикон, где заканчивается европейская расслабуха и начинаются настоящие северные приключения. Будьте начеку! Из-за внезапного отлива, сильного ветра или еще какой-нибудь погодной чертовщины паром может причалить совсем не там, где вы его ждете. Так что, начав отмечать встречу с Северной Ютландией, держите в экипажах хотя бы по одному трезвому водителю.
Ухоженные и заботливо экипированные машинки скрашивали ожидание погрузки
В очереди на погрузку возникает ощущение, что в Исландию ломанулась вся туристическая Европа, причем в полной экипировке. Да на каких машинах! Подготовленные-переподготовленные Ленд Роверы, ухоженные Мерседесы G-Professional, «семидесятые» Ленд Крузеры музейной сохранности, винтажные микроавтобусы Volkswagen с кемперами на хвосте… Судя по театральной экипировке и нетронутой ходовой части, на тяжелое бездорожье эти машины съезжают нечасто, но зато как светятся лица их пассажиров!
Радуга над мрачной северной Атлантикой стала неожиданным сюрпризом
Наша команда выглядела куда бледнее, потому что приехала в северную Данию на автомобилях Nissan Qashqai и Nissan X-Trail нынешнего поколения, которыми вряд ли кого-то удивишь (обновленный Nissan Qashqai должен появиться у нас через полгода — машина уже продается в Европе). И тот и другой с вариаторами, полным приводом, но с разной энерговооруженностью: Qashqai — двухлитровый (144 л.с.), а X-Trail с мотором объемом 2,5 литра (171 л.с.). Напомню, что кроссоверы Nissan 2017 модельного года имеют дополнительную шумоизоляцию, у них обновлен пользовательский интерфейс системы NissanConnect и стоит аварийная система ЭРА-ГЛОНАСС. На Икстрейлах решена проблема с упиранием поводков щеток (перед тем как открыть капот, теперь не надо переводить стеклоочистители в сервисный режим) и установлены новые амортизаторы Monroe. С ними машина стала меньше раскачиваться на пологой волне и лучше демпфировать жесткие неровности. Самые свежие Кашкаи и Икстрейлы можно отличить от их предшественников по «акульему плавнику» в задней части крыши.
Казалось, еще чуть-чуть — и наш паром начнет резать надстройкой нависшие облака
Морской путь от датского побережья до Исландии занимает двое суток, и единственным промежуточным пунктом маршрута являются Фарерские острова. Картинка с борта парома словно декорация к фильму про древних мореплавателей, только поющей Лорелеи на скале не хватает. Но зато как здесь голосит ветер! Заливисто, на все октавы — попутно расшвыривая шезлонги на палубе и сдувая в океан любую выпущенную из рук вещь. Утесы позировали в шляпах из облаков, волны лупили в борт ритмичным барабаном, а холодная морось заливала фотокамеру и пробиралась под куртку. Бр-р-р! Через полчаса созерцания мрачного островного пейзажа я начал мечтать о толстом исландском свитере, горячем чае и вспоминать расположение корабельных баров. Вам не нравится погода? Подождите полчасика — и станет гораздо хуже! Это еще одна местная шутка. Воистину, чтобы испытывать кайф от североатлантического климата, нужно обладать особым складом характера и верить, что плохой погоды не бывает, — бывает плохая одежда.
Летняя Исландия — это нечто среднее между тундрой Кольского полуострова, вулканической Камчаткой и киношным павильоном, в котором снимают фильм про марсиан. Застывшая лава, скальные развалы, россыпи непонятной породы. И, как верно подметила Маша со своими медведями, все растения здесь карлики. При низкой облачности картинка вгоняет в депрессию, а поскольку облачно здесь триста шестьдесят… Шучу, солнышко в северной Атлантике периодически проглядывает. И в эти моменты ландшафт играет такими красками, которых в привычной нам континентальной природе просто не существует. Но потом — бах! — снова накрывает промозглой серостью. Климатический троллинг? Будьте аккуратны с этим словечком: к троллям, эльфам и горным гномам исландцы относятся архипочтительно и искренне в них верят.
Исландия — великая автомобильная держава. В том смысле, что на каждого жителя здесь приходится по два с половиной автомобиля. Одну машину исландцы используют по прямому назначению, а из оставшихся полутора собирают оффроуд-колесницу для поездок к ледникам и вулканам. Полноприводные микроавтобусы, доработанные по такой технологии, часто используются для заброски экскурсионных групп — и если вы не привязаны к гостиницам и располагаете свободным временем, то обязательно угостите себя такой вылазкой.
Местные вездеходы похожи на те, что строят жители нашей Камчатки: задранный кузов, дополнительная редукция в трансмиссии и большие колеса с шинами низкого давления. Вместо централизованной подкачки используются ресиверы, сделанные из баллонов для акваланга
Ну а при цейтноте и дефиците средств арендуйте какой-нибудь мини-луноходик (самые доступные предложения по аренде — Mazda 2 или Hyundai i10), вооружайтесь компьютерными картами и выгуливайте себя по индивидуальной программе. При аккуратной езде маленькая прокатная машинка спокойно довезет вас до самых известных водопадов, гейзеров, термальных источников и прочих достопримечательностей. Не надо только лезть в броды, дубасить по грунтовкам и близко прижиматься к попутным машинам, потому что обычная автомобильная страховка в Исландии не покрывает повреждений, полученных вне асфальта.
Я долго наблюдал за этой парой и понял, что установка туристический экипировки на автомобиль для них что-то вроде медитации
Стоит ли стремиться в северную Атлантику со своим автомобилем? Если у вас подготовленный пикап, внедорожник и спартански настроенный экипаж (останавливаться на дикий ночлег в Исландии запрещено, а кемпинги платные), то дерзайте. Только сначала соразмерьте затраты: доставка двух машин и шестерых человек из Дании в Исландию и обратно в нашем случае стоила 7,5 тысячи евро, и питание на борту оплачивалось отдельно. Но зато мы вольно планировали маршруты и ни от кого не зависели. Впечатления — вулканические! Причем вблизи стреляющих в небо гейзеров, парящих геотермальных электростанций и булькающей сероводородной глины становилось даже немножко тревожно. Ведь если, не дай бог, у местного «кипятильника» сорвет крышку, то история с Атлантидой покажется невинной шуткой природы.
Речной трамвайчик? Точнее, пассажирский теплоход советского проекта Р-51Э, построенный на Московском судостроительном заводе. Судно предназначалось для Нидерландов, но волею судеб попало на североатлантический остров. Называется оно Lagarfljotsormurinn и работает на одном из озер в восточной части Исландии
Кстати, репетиция апокалипсиса здесь уже была. Помните, как в апреле 2010 года один-единственный исландский вулкан остановил авиасообщение над Европой? И попутно парализовал все континентальные теле- и радиоканалы, дикторы которых просто не могли выговорить его название. Помнится, имя проснувшегося вулкана наши хохмачи перевели на русский как «Эйхренявамдамтутпролететь» и предположили, что появилось оно из-за того, что кто-то из местных вулканологов уснул на клавиатуре компьютера.
У Исландии нет регулярной армии, а защиту страны осуществляют войска НАТО. В пригороде Рейкьявика располагалась авиабаза Североатлантического альянса, казармы которой переделаны в гостиницы
По секрету: в головах патриотично настроенных исландцев временами тоже бурлят вулканы. В пятидесятых годах прошлого века вулканический напор помог им выпутаться из рыбопромысловых конфликтов с Европой, а в двухтысячных — пережить банкротство ведущих национальных банков и увильнуть от выплат долгов голландским и английским кредиторам. Ну а последним извержением свободолюбивого национального характера стало выступление активистов местной Пиратской партии, предложивших переселить на свой остров всех антигероев киберпространства. Первыми кандидатами на получение гражданства названы Эдвард Сноуден и Джулиан Ассанж.
А еще в Исландии своеобразная кухня — отведав ее блюда, вы будете долго развлекать знакомых душераздирающими рассказами. Подвернется случай, попробуйте хакарль — блюдо, которое ресторанные критики называют самым отвратительным в мире. Готовят его из ядовитого мяса полярной акулы, которое нарезают крупными кусками и на два месяца оставляют гнить в гравийном «саркофаге». После эксгумации и выдержки на открытом воздухе протухшая отрава превращается в деликатес. Скажу так: есть можно, но нюхать не рекомендую категорически. Откусываем, глотаем и, дабы не оконфузиться, тут же ставим «гидрозатвор» из местной картофельной водки, настоянной на тмине.
За три дня пребывания в Исландии мы накрутили всего 800 км, потому что много ездили по каменистым грунтовкам, стараясь не спешить и беречь шины. Если суммировать автомобильные впечатления, то по ездовому комфорту мне больше приглянулся X-Trail — главным образом из-за работы подвески и линейной настройки вариатора, который очень хорошо уживается с бензиновым двигателем 2.5. Менее мощный Qashqai хуже выглядит при езде в рваном темпе, подробнее повторяет профиль дороги, но управляется точнее и расходует топлива в среднем на 0,5—1,0/100 км меньше. А еще наш Qashqai был уличен в двояком трактовании показаний топливомера. Судя по положению стрелки, бензина в баке было полным-полно, но расчетный пробег на его остатке маршрутный компьютер занижал раза в два. Владельцы новых Кашкаев, вам знаком такой глюк?
Ну а самым ярким автомобильным впечатлением, оставшимся после посещения Исландии, стала экскурсия в местный Музей транспорта, на который мы случайно наткнулись в глубине острова. О нем отдельный рассказ.