Кадры не решают все. Как сменщик Даниила Квята в Формуле-1 оказался на грани увольнения?
Предстоящий Гран При Монако может стать последним для гонщика Toro Rosso Брендона Хартли. По слухам, уже через две недели в Монреале за руль машины STR13 сядет кто-то другой. Почему же над будущим сменщика россиянина Даниила Квята нависла угроза?
Странный выбор Toro Rosso
Для начала давайте расставим все точки над i: претензий к Брендону Хартли у российских болельщиков быть не должно, как и повода для злорадства. Да, новозеландец заменил Даниила Квята после Гран При США в октябре прошлого года. Но нет ощущения, что именно из-за него уволили из Toro Rosso нашего соотечественника. Просто постепенно все к этому шло: кредит доверия у россиянина заканчивался — и на месте Даниила мог оказаться любой другой гонщик.
Другое дело, что кандидатура Брендона с самого начала выглядела очень сомнительно. Впервые за 16 лет существования молодежной программы Red Bull руководство вернуло своего протеже, от которого избавилось добрых семь лет назад. Почему избавилось? Карьера гонщика из Новой Зеландии зашла в тупик в 2010-м. После неплохого начала — бронзы в британской Формуле-3, подиума в престижном Гран При Макао и титула в Еврокубке Формулы Renault 2.0 в 2008-м — он затерялся в более старших категориях GP2 и Формула Renault 3.5, в которых за полсотни гонок всего пять раз поднялся на подиум.
И вот внезапно в 2017-м, после пяти лет выступлений в соревнованиях спорткаров, Хартли получил второй шанс. Что именно привлекло боссов компании Red Bull в его кандидатуре, так до конца и неясно. Да, новозеландец дважды выиграл титул с напарниками по Porsche в чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) и победил в «24 часах Ле-Мана». Значит ли это, что Брендон стал за минувшие годы совершенно другим пилотом и оказался готов к дебюту в Формуле-1? «Я могу только сказать, что у Red Bull всегда был уникальный подход к выбору гонщиков. В нашей программе поддержки не оказалось юниоров, готовых к дебюту, поэтому мы начали искать кандидатов на стороне. Почему нам было не взять взрослого новичка?» — объяснил свое решение в конце прошлого года куратор программы Red Bull Junior Хельмут Марко.
Для Формулы-1 приход такого дебютанта стал из ряда вон выходящим событием. Судите сами: в последний раз выходец из гонок спортпрототипов получал полноценный контракт на выступления в Гран При в далеком 2002-м, когда в составе коллектива Toyota дебютировал Алан Макниш. А последним таким возрастным новичком (27 лет) был Гидо ван дер Гарде в 2013-м. Оба провели в чемпионате по одному сезону, не продемонстрировав ничего выдающегося. Так что ни дорога, которой пришел Хартли в Большие Призы, ни его возраст не сулили больших перспектив.
«На самом деле Брендон выглядит на двадцать лет. Поэтому, может быть, нам даже удастся продать его другой команде под видом молодого пилота!» — пошутил доктор Марко в конце 2017 года. Вот только уже был у Red Bull и Toro Rosso эксперимент с возрастным новичком, многократным чемпионом американской серии ChampСar Себастьяном Бурдэ. И ничем хорошим тогда это не закончилось: после 27 проведенных гонок, прямо посередине сезона-2009, француз вылетел из Формулы-1.
Дело не в результатах на трассе
К сожалению, сказки о гадком утенке, превратившемся в белого лебедя, не получилось. Возможно, Брендон Хартли технически подкован и принес с собой в Toro Rosso опыт работы с гибридными силовыми установками из WEC, который пригодился в этом году мотористам компании Honda. Но прежде всего мы говорим о гонщике, и в плане выступлений на трассе ничем хорошим за девять Гран При Хартли не порадовал, хотя и назвать его откровенным разочарованием тоже не получается. Квалификационный счет с напарником Пьером Гасли за восемь совместных этапов составляет 4:4 (напомню, что Квяту в Остине Брендон проиграл), а в четырех совместных финишах в воскресенье — 2:2. И если бы не «выстрел» Гасли на четвертое место в Бахрейне, где сам Хартли оказался только 17-м, то счет очкам сейчас был бы не 1:12, а 1:0 в пользу «киви», финишировавшего десятым в сумасшедшей гонке в Баку.
Впрочем, когда Red Bull и Toro Rosso увольняли пилотов за плохие результаты? Обычно спусковым крючком являются ошибки и аварии, как это было со Скоттом Спидом в 2007 году и Даниилом Квятом в 2017-м, или бесперспективность — на примере Витантонио Льюцци, Хайме Альгерсуари, Себастьяна Буэми, Жана-Эрика Верня и того же Себастьяна Бурдэ. Хуже всего, что Хартли попадает сейчас в обе категории: 28-летний новичок Формулы-1 допускает непростительные ошибки на трассе.
В Бахрейне на прогревочном круге новозеландец не понял, что случайно пропустил Серхио Переса и остался позади мексиканца, за что схлопотал 30-секундный штраф. В Китае столкнулся с Пьером Гасли в ситуации, когда они должны были поменяться позициями по команде из боксов. А в Баку Хартли и вовсе едва не отправил напарника на балкон одного из близлежащих домов, когда оказался с проколотым колесом прямо на пути Гасли. Ну а переполнилась чаша терпения руководства Red Bull после того, как за две минуты до окончания финальной тренировки Гран При Испании Брендон расколотил машину, обеспечив механиков Toro Rosso работой до поздней ночи и отправив в утиль один из трех разрешенных в сезоне блоков двигателя. Для гонщика со статусом двукратного чемпиона мира (пусть и в WEC) такие неаккуратность и невнимательность просто непозволительны.
Вдобавок Брендон всегда первым признает свою вину, облегчая команде задачу по поиску крайнего. Кстати, Даниил Квят, наоборот, никогда так не подставлял себя — и, может быть, именно благодаря этому оставался так долго в Red Bull и Toro Rosso. Впрочем, и таких глупых ошибок у нашего соотечественника не было, за исключением разве что старта позапрошлогоднего Гран При России. Одно дело — агрессивность, а совсем другое — элементарное непонимание обстановки на гоночной трассе, как в случае с Хартли.
«Положение Брендона, конечно, не радует. Но пока мы сохраняем спокойствие. Посмотрим, что можно сделать», — сказал Хельмут Марко после этапа в Барселоне.
Почему Хартли так быстро потерял доверие?
Первые слухи об увольнении Брендона Хартли появились в паддоке Формулы-1 во время гоночного уик-энда в Барселоне, причем из уст хорошо осведомленного корреспондента BBC F1. Речь шла о том, что этапы в Монако и Канаде станут последними для «киви». А спустя пару дней одно голландское издание со ссылкой на собственных инсайдеров в Toro Rosso сообщило, что уже после Монако дочерняя команда Red Bull сменит гонщика.
Доктор Марко довольно интересно прокомментировал эти разговоры, сказав, что пока намерений уволить Брендона нет. Значит ли это «пока», что от выступления в Монте-Карло и, может быть, в Монреале зависит будущее Хартли в Формуле-1? Вполне вероятно, что именно так.
Если бы в Red Bull хотели, то расстались бы с ним прямо после Гран При Испании. Это же не Renault с «железобетонным» контрактом Джолиона Палмера и неустойкой в пределах семи миллионов долларов. Несколько раз в последние годы руководство «Красных быков» недвусмысленно намекало на право одностороннего расторжения контрактов. Так что, как скажет 75-летний куратор автоспортивной программы Red Bull, так и будет.
В ситуации с Хартли интересен и другой момент: ни один из семи уволенных ранее гонщиков Toro Rosso не сталкивался с угрозой потерять место после всего-навсего десяти Гран При. Обычно Red Bull давала молодежи хотя бы полтора сезона на «раскатку». Но, видимо, возраст Брендона прямо пропорционален кредиту доверия.
С другой стороны — а так ли это мало? Статистика говорит: из 828 гонщиков за всю историю Ф1 только 328 вышли на старт более чем в десяти Гран При. Даже 21 гонку, то есть полный сезон по нынешним меркам, провели всего лишь 227 пилотов! Очевидно, в наше время у новичков больше шансов закрепиться в чемпионате, чем, скажем, 25—30 лет назад, когда частных команд было гораздо больше и набирали они гонщиков, мягко говоря, по объявлениям. И все равно примерно каждый год, по статистике, появляется в среднем один новичок, который не проводит в мире Гран При даже полного сезона, — вспомним Антонио Джовинацци в 2017 году, Рио Харьянто в 2016-м, Роберто Мери и Александра Росси в 2015-м, Андре Лоттерера в 2014-м. Все это к тому, что пилоты приходят и уходят, — закрепиться в чемпионате надолго дано далеко не каждому. Возможно, что следующим в этой неизбежной статистике будет именно Хартли.
Кто может заменить новозеландца?
За двести с хвостиком дней, прошедших с момента замены Даниила Квята Брендоном Хартли, состав юниорской программы поддержки Red Bull не претерпел глобальных изменений. Это немного удивительно, учитывая нехватку квалифицированных кадров. Ведь в запасе у «Красных быков» по-прежнему никого нет: самый опытный Дэн Тинктум начал свой второй сезон в Европейской Ф3 и пока не блещет, американец Нил Верхаген застрял в Еврокубке Формулы Renault 2.0, 15-летние Деннис Хауэр и Джек Дуэн только дебютировали в британской Ф4, а 13-летние Джонни Эдгар и Гэрри Томпсон и вовсе еще выступают в картинге. Надежд на протеже мотористов Хонды тоже нет: Тадасуке Макино и Ниреи Фукузуми весьма далеки от борьбы за подиумы в Формуле-2, так что об очках для суперлицензии японцы могут только мечтать.
Но это не значит, что у Red Bull и Toro Rosso нет вариантов для замены Хартли. Ситуация осени прошлого года наглядно доказала: было бы место, а кандидат всегда найдется. В качестве возможных сменщиков новозеландского гонщика СМИ называют протеже компании Mercedes Паскаля Верляйна, оставшегося без места в Ф1 на сезон-2018, и даже резервиста команды Williams Роберта Кубицу. А еще до слухов о будущем Хартли появились разговоры о том, что талантливый юниор коллектива McLaren Ландо Норрис может оказаться в Toro Rosso в 2019-м. Некоторые варианты, конечно, кажутся абсолютно неуместными для дочерней команды Red Bull. Но тем интереснее будет следить за развитием ситуации. В конце концов, год назад в шансы Брендона Хартли тоже никто не поверил бы. Другое дело, что теперь Red Bull будет осмотрительнее при выборе замены. Если, конечно, все-таки решит попрощаться с новозеландцем…