Возвращение Уфимской Торпеды. Чем запомнится этот год для Даниила Квята

Фото: formula1.com | команды-участницы

В уходящем году Даниил Квят вернулся в Формулу-1 после 17-месячного перерыва. Минувший сезон получился для россиянина неоднозначным, и состоял он из взлетов и падений. Но возвращение Квята все же было не напрасным.

Дуэль с Гасли на старте сезона

Пришествие в Toro Rosso в 2019-м стало уже четвертым по счету для Даниила Квята. Каждый приход в младшую команду российский гонщик неизменно отмечал финишем в очках. В дебюте в Австралии-2014 он стал девятым, в Испании-2016, первой гонке после отчисления из Red Bull Racing, занял десятое место, как и в США-2017, когда уроженец Уфы вернулся за руль машины Toro Rosso после отстранения на один этап. Десятым Квят финишировал и в Гран При Австралии этого года — своей первой гонке после сезона на должности пилота Ferrari по развитию.

В квалификации Даня стал только 15-м, но к середине гонки исправил эту оплошность, блестяще реализовав тактику со стартом на шинах Medium. Единственным препятствием на пути в первую десятку оказался Пьер Гасли. Квят обогнал новичка старшей команды Red Bull на 38-м круге, воспользовавшись тем, что тот только выехал с пит-стопа и еще не прогрел резину.

На оставшихся 20 кругах у Гасли было солидное преимущество как по скорости машины, так и по шинам, ведь он ехал на Soft, тогда как Квят — на Hard. Однако российский пилот Toro Rosso удержал за спиной своего будущего партнера по команде. «Честно скажу, это попадание в первую десятку — одно из самых тяжелых в моей карьере. Теперь мне ничего не страшно», — прокомментировал Квят свое успешное возвращение в Формулу-1.

«Операционная ошибка»


Команда нередко подводила Даниила в минувшем сезоне: десятисекундная заминка со сменой шин в Испании, лишний второй пит-стоп на Гран При России, где большинство пилотов проехали дистанцию гонки с одной остановкой. Кроме того, в Сочи ему будто нарочно сменили двигатель, что привело к старту с последнего ряда. Хотя отчасти так и было, ведь следующим был домашний этап мотористов Хонды в Японии, где замены и штрафные позиции были нежелательны. При этом по ходу уик-энда в Сочи на машине Квята дважды — в первой и третьей тренировках — отказал мотор. Но глупее всего Toro Rosso подставила российского гонщика в квалификации в Бахрейне: на последнюю попытку во втором сегменте ему по ошибке поставили изношенные шины! Вот фрагмент радиопереговоров между Даниилом и его коллективом на круге выезда из боксов.

Квят: «Почему мне поставили изношенные шины?»

Тишина в эфире

Квят (обращается к гоночному инженеру): «Маттиа?»

Гоночный инженер: «Тебе придется ехать так».

На последнем секторе прогревочного круга

Гоночный инженер: «В боксы, в боксы».

Квят: «Мы поменяем шины?»

Гоночный инженер: «Нет, ты уже не успеешь на быстрый круг».

Квят: «Что это вообще было, ребята?»

Ценой этой детской ошибки команды стало 15-е место на старте. Надо отдать должное Даниилу: он сохранил самообладание и не стал критиковать коллектив, да и вообще вдаваться в подробности ситуации, которую Toro Rosso в пресс-релизе после квалификации назвала «операционной ошибкой». А если бы радиопереговоры не транслировались в эфире стриминг-сервиса F1TV, то никто, наверное, и не узнал бы об этом странном просчете.

Редко, но метко

В минувшем сезоне Квят установил личный рекорд по количеству завершенных заездов — в 18 из 21 Гран При он добрался до клетчатого флага. Это на две гонки больше, чем в 2015-м. Но Даня редко оказывался одинаково высоко как на старте, так и на финише. Как правило, если для него хорошо складывалась квалификация, то не задавалась гонка, и наоборот. В большинстве случаев, правда, проблемы были в субботу, учитывая, что в 11 гонках Квят финишировал выше, чем стартовал. А средняя разница между стартовой и финишной позициями по ходу сезона составила около пяти мест.

Всего трижды Квят оказывался на одинаковом месте в начале и конце гонки. Что радует, при этом он неизменно попадал в топ-10. Лучший из таких стабильных гоночных уик-эндов Даниил провел в Монако. В финальной тренировке, квалификации и гонке он стал седьмым. Причем в воскресенье ему не хватило всего полкорпуса, чтобы опередить Карлоса Сайнса после пит-стопа. За две недели до этого, в Испании, Квят стартовал и финишировал девятым, а спустя две, в Канаде, занял в субботу и воскресенье десятое место. Эту хорошую, но при этом редкую для себя серию гонок россиянин провел в конце весны и начале лета.

В шаге от повышения

Одной из наиболее обсуждаемых тем первой половины сезона, без сомнения, стал возможный переход Даниила Квята на место Пьера Гасли в Red Bull Racing. Первым такую теорию публично выдвинул чемпион мира Формулы-1 1997 года Жак Вильнёв, ныне являющийся телевизионным экспертом. «Если Гасли продолжит в том же духе, то замена на Квята не заставит долго ждать», — заявил канадец по прошествии двух первых гонок чемпионата, за которые французский пилот Red Bull набрал всего четыре очка против 27 у напарника Макса Ферстаппена. Кандидатура опытного российского гонщика выглядела логичной — не переводить же в топ-команду новичка Алекса Албона!

Время шло, а Гасли все никак не мог адаптироваться к машине RB15 и продолжал уступать непозволительно много партнеру по команде. В квалификации его отставание от Ферстаппена иногда достигало 0,7 секунды, а в некоторых гонках, как в Китае и Франции, проигрыш на финише составлял минуту! «Все валилось из рук. Мне уже начали говорить, что я не умею ни тормозить, ни рулить», — вспоминает теперь сам Пьер.

В конце июня разговоры о скорой рокировке пошли и от представителей Red Bull Racing. «Скорее всего, Квят вернется к нам после летнего перерыва», — сообщил тогда источник на базе в Милтон-Кинсе. А в дни проведения гоночного уик-энда в Баку куратор спортивной программы Red Bull Хельмут Марко провел переговоры с менеджером российского гонщика Николя Тодтом. В общем, возвращение Дани в старшую команду «Красных быков», из которой он был изгнан в мае 2016-го, казалось делом времени.

После подиума Квята на Гран При Германии в кулуарах паддока появились предположения, что рокировка состоится уже на следующем этапе в Венгрии. Но состав Red Bull Racing и Toro Rosso на последнем Гран При перед летним перерывом не изменился. Заявление прозвучало через неделю после ухода участников Формулы-1 в отпуск: Гасли возвращается в Toro Rosso, а его место займет… Албон, за плечами которого было всего 12 Гран При!

«Способности Квята мы и так прекрасно знаем. Он оправился после увольнения в 2017-м и вырос в профессиональном плане. Поэтому мы решили воспользоваться возможностью оценить Албона», — объяснил неожиданное решение Доктор Марко.

Англо-таец, как мы знаем, не провалился, но и не блеснул за рулем RB15. Тем не менее полноценный контракт с Red Bull Racing Албон на сезон-2020 заслужил. Ну а Квят остался еще на один год в коллективе из Фаэнцы, который теперь будет называться Alpha Tauri.

Лишний вопрос

Честность не всегда добродетель. В этом Даниил Квят убедился на собственном опыте, когда FIA запретила ему выступать в специальном шлеме на домашнем Гран При.

За четыре года существования правила «одно разрешение на кардинальную смену дизайна шлема на сезон» ни один пилот не получал претензий со стороны гоночной дирекции. Квят стал первой жертвой этого правила — и все потому, что его команда обратилась за разрешением в FIA. Обоснованием для отказа стало использование «джокера» несколькими неделями ранее в Италии. Но вся суть в том, что другие гонщики просто приезжали на Гран При с новыми шлемами и молча выезжали в них на трассу. И российскому пилоту следовало сделать то же самое, не спрашивая разрешения у FIA. Задействовал же Квят этот специальный шлем только через два с лишним месяца — на тестах в Абу-Даби после окончания сезона. Не зря же старался немецкий дизайнер Йенс Мюнзер…

В тени нового напарника

К сожалению, после несостоявшегося перехода в Red Bull Racing Даниил Квят сник в плане результатов. В оставшихся девяти Гран При он только раз, в Мексике, прошел в третий сегмент квалификации, а в остальных случаях не поднимался выше 13-го места. Причем уже в первой совместной квалификации россиянин уступил новому напарнику Пьеру Гасли, моментально адаптировавшемуся к машине STR14. Затем было еще пять субботних поражений (гонка в Сочи не в счет, так как Даниил не выехал на трассу из-за отказа мотора). Лишь в Италии и Мексике Квят опередил француза. Да, в гонках дела шли гораздо лучше: четыре из девяти Гран При Квят завершил впереди Гасли. Но все равно итоговый счет по набранным очкам оказался не в пользу россиянина: 10 против 32.

Даже если вычесть 18 очков Гасли за неожиданный подиум в Бразилии, то все равно француз был результативнее. Да, в Монце Квята подвела техника, когда он шел шестым. Еще дважды Даниил терял очки из-за судейских решений после финиша. Но объективно россиянин выглядел слабее партнера по команде. Возможно, решение боссов Red Bull оставить Даниила в Toro Rosso ударило по его мотивации. Гасли, конечно, хороший гонщик, но не настолько, чтобы за девять гонок в STR набрать всего на пять очков меньше, чем Квят за весь сезон…

Прежний Квят

У Даниила было довольно много стычек с соперниками в этом году. Контакт с Антонио Джовинацци в Бахрейне, «коробочка» с пилотами Макларена на первом круге в Китае, глупая авария с Даниэлем Риккьярдо, въехавшим в него задним ходом в Азербайджане, и столкновение с Кими Райкконеном в Сингапуре. Но более-менее очевидная вина российского гонщика была только в Китае, где он получил штрафной проезд по пит-лейну. Прогресс налицо: вспомните, как летом 2017-го в трех гонках подряд — в Австрии, Великобритании и Венгрии — россиянин «торпедировал» соперников и гарантированно зарабатывал пенализацию.

Однако прежний Квят — агрессивный и неуправляемый — вернулся в самом конце сезона. В Мексике в последнем повороте он отправил в стену Нико Хюлькенберга, заработал десятисекундный штраф и переместился с девятого на 11-е место. Вину Даня не признал. «Я всегда буду атаковать, особенно в последнем повороте финального круга», — заявил тогда гонщик Toro Rosso. Что же, сказано — сделано: через неделю за пять поворотов до финиша Гран При США Квят вытолкнул Серхио Переса с трассы, за что получил пять секунд пенализации и вылетел из первой десятки. А в интервью после финиша россиянин разразился гневной тирадой в адрес судей: «Это полный бред! Невероятно! Стюарды… Не знаю, у меня нет слов. Это тупо, тупо!»

Совпадение или нет, но произошли два этих спорных эпизода накануне подтверждения составов Red Bull Racing и Toro Rosso на следующий сезон.

Подарок дочке

В прошлом году в материале, посвященном подписанию контракта Квята с Toro Rosso, мы задавались вопросом: какой смысл российскому гонщику возвращаться туда, откуда его выставили годом ранее? Теперь можно сказать, что в глобальном плане выгоды это не принесло. Выйти на рынок пилотов, чтобы заключить контракт с другой командой, у Даниила не получилось, равно как и отправиться на повышение в Red Bull Racing.

Да и, по правде говоря, как такового глобального перезапуска карьеры у Квята не случилось. Технике Toro Rosso по-прежнему не хватало надежности, а самой команде не доставало слаженности, чтобы Квят мог стабильно демонстрировать свои навыки и скорость. Но и сам Даня — все тот же гонщик, что и в предыдущие четыре сезона в Формуле-1: испытывающий проблемы с темпом в квалификациях, нестабильный и подверженный влиянию извне, иногда «торпедирующий» соперников и заочно воюющий со стюардами. Так что в общем контексте ничего нового Квят в минувшем сезоне не продемонстрировал. Но благодаря одному эпизоду его возвращение в команду из Фаэнцы все-таки получилось не напрасным.

Конечно, речь о финише на подиуме в Германии. Немногим удается вернуться в Формулу-1 после перерыва, а уж тем более подняться на подиум после возобновления карьеры. За последние 15 лет такими счастливчиками, наряду с чемпионами мира Михаэлем Шумахером и Кими Райкконеном, были только Педро де ла Роса, Алекс Вурц и Тимо Глок.

Да, отчасти бронза Даниила в сумасшедшем дождевом Гран При на Хоккенхаймринге получилась шальной. За 24 круга до финиша Квят ехал за пределами первой десятки, и только смелое решение одним из первых перейти на слики вывело его на третье место. Лидеры, включая действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона, ошиблись на мокрой трассе и потеряли уйму времени. Но ведь надо было еще удержать эту подиумную позицию, особенно с учетом выезда машины безопасности и рестарта за пять кругов до финиша. И в ключевой момент гонки россиянин все сделал как надо. В отличие от пилота команды Racing Point Лэнса Стролла он удержался в топ-3 и пропустил только Себастьяна Феттеля на Ferrari. А особых эмоций этому подиуму добавил тот факт, что накануне вечером у Даниила родилась дочка. Только один этот уникальный момент стоил того, чтобы осенью 2018-го российский гонщик принял предложение Toro Rosso и вернулся…

Рекомендованные статьи