Трижды в одну реку, или Стоит ли Даниилу Квяту возвращаться в Toro Rosso?

Фото: crash.net | motorsport-magazin.com | команды-участницы

В 2019 году российский гонщик Даниил Квят может вернуться в Формулу-1 — причем при поддержке компании Red Bull, которая в прошлом сезоне сама уволила его! Однако теперь в австрийском концерне вновь открыто заявляют об интересе к кандидатуре нашего соотечественника. Что вообще происходит и стоит ли Уфимской торпеде принимать возможное предложение?

Неисправимый

C момента окончательного и, казалось бы, бесповоротного увольнения Даниила Квята прошел почти год. Свою последнюю гонку в составе Toro Rosso и вообще в Формуле-1 россиянин провел 22 октября 2017-го в Остине. В тот же день, несмотря на неплохое десятое место на финише, Даня был уведомлен о том, что «Красные быки» больше не нуждаются в его услугах. «Одной хорошей гонки в году недостаточно», — объяснил то решение куратор автоспортивной программы Red Bull Хельмут Марко.

Все произошло так быстро, что, по рассказам очевидцев, россиянин даже не попрощался с командой. При этом он не просто лишился места в коллективе Toro Rosso (STR), но и вообще был уволен из программы поддержки Red Bull, в которой находился c 2009-го, своего последнего года в картинге. «Отныне Даниил волен делать все, что захочет. Он больше не с Red Bull и не с Toro Rosso», — подтвердил руководитель STR Франц Тост.

Так что после двух демаршей — перевода из Red Bull в Toro Rosso после Сочи-2016 и замены Пьером Гасли в Сузуке-2017 — в отношениях россиянина с австрийским концерном была поставлена большая и жирная точка. «Квят больше не вернется. Мы не считаем, что он сможет исправиться в долгосрочной перспективе», — подтвердил Хельмут Марко окончательное расставание с Даниилом.

Зачем Red Bull снова понадобился Квят?

Все просто: круг замкнулся. Еще летом прошлого года было очевидно, что у Red Bull нет альтернативы Квяту в Toro Rosso, несмотря на его не совсем удовлетворительные результаты. Особенно так казалось после того, как напарник россиянина Карлос Сайнс ушел в Renault. Но «Красные быки», видимо, так хотели перемен в младшей команде, что в конце сезона-2017 в пару к своему единственному зрелому воспитаннику, чемпиону GP2 2016 года Пьеру Гасли, неожиданно взяли 27-летнего Брендона Хартли, которого уволили еще на стадии младших серий в 2010-м.

Кадровая проблема в Toro Rosso была решена, но ненадолго, поскольку уже в начале сезона-2018 стало очевидно, что Хартли хоть и двукратный чемпион мира по гонкам на выносливость, однако в Формуле-1 он не тянет. Ну а когда в начале августа как гром среди ясного неба грянула новость о переходе Даниэля Риккьярдо в Renault, приглашении на его место Пьера Гасли и уходе Карлоса Сайнса в McLaren, кадровый кризис в системе Red Bull разгорелся с новой, доселе невиданной силой. В молодежной программе «Красных быков» попросту не оказалось кадров, чтобы закрыть брешь, которая образовалась в Toro Rosso на 2019 год!

Теоретически, конечно, коллективу Red Bull было бы выгодно пригласить своего воспитанника Дэна Тиктума, который в этом году борется за титул в Европейской Формуле-3, а в напарники британцу позвать, скажем, протеже Хонды, прошлогоднего бронзового призера GP3 Ниреи Фукудзими. Но проблема в том, что ни у того ни у другого в конце года не будет достаточно очков для получения суперлицензии на выступление в F1. А послаблений в этой области FIA не делает, ибо одно исключение поставит под сомнение смысл всей системы начисления баллов в младших сериях. Так что у Международной автомобильной федерации все строго: Red Bull не удалось выбить для Тиктума даже так называемую лицензию A, необходимую для участия в тестах Формулы-1!

Вероятно, в STR впервые в их истории пригласят кого-то со стороны хотя бы в одну машину — если, конечно, Хартли каким-то чудом сохранит в 2019 году свое место. Упоминается, в частности, кандидатура бельгийца Стоффеля Вандорна, покидающего McLaren в конце сезона. Но полностью формировать состав своей младшей команды из «чужих» пилотов? Согласитесь, не для этого концерн Дитриха Матешица вкладывает в Toro Rosso свыше 80 миллионов долларов в год. Остается крайний вариант — возвращение гонщика, в которого когда-то были вложены инвестиции. Если дали шанс Хартли, который в свое время не добрался даже до Формулы-1, то почему бы не пойти дальше и не позвать обратно того, кто уже выступал за Toro Rosso?

Вряд ли, например, чемпионы Формулы-E и победители гонок WEC Жан-Эрик Вернь и Себастьен Буэми захотят возвращаться в Гран При ради борьбы в середине пелотона. Хотя вот Буэми буквально на днях побывал на базе STR в Фаэнце и прошел подгонку сиденья. О Квяте таких сообщений нет, но руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер и сам Хельмут Марко подтвердили, что россиянин в списке кандидатов. «Он повзрослел, стал более зрелым пилотом. Но мы не торопимся. У нас большой список кандидатов», — сказал спортивный консультант Red Bull по ходу гоночного уик-энда в Монце.

Надо ли это Даниилу?

Наш соотечественник сейчас не в том положении, чтобы отказываться от предложения вернуться в Формулу-1, пусть даже снова в составе Toro Rosso. Это Жан-Эрик Вернь может сказать «нет» и будет прав. За этот год француз отменно проявил себя на мировой гоночной арене: стал чемпионом Формулы-E, финишировал первым в категории LMP2 в «24 часах Ле-Мана» (до дисквалификации из-за проблем с заправочным оборудованием) и громит соперников вместе с напарником по G-Drive Racing Романом Русиновым в чемпионате ELMS. Так что карьера Верня пошла в гору — и было бы странно рушить ее ради возвращения в F1 и борьбы там за считаные очки.

А что потеряет Даниил Квят при возвращении в Toro Rosso? Давайте посмотрим правде в глазе: ничего, за исключением статуса пилота Ferrari по развитию и работы на симуляторе каждый гоночный уик-энд. Шансов на повышение в Скудерии нет. При этом Квят не ездит на этапы (исключением стал только Гран При Канады) и в силу политики Ferrari ограничен в общении с прессой. Пристраивать его в свои клиентские команды (Sauber или Haas) Скудерия, похоже, не собирается, поскольку у нее есть другая забота — обеспечение будущего своему воспитаннику Антонио Джовинацци.

Слухов о переговорах Квята с другими командами нет. Спонсоров и связей, судя по всему, после увольнения Даниила из Red Bull как не было, так и не имеется. Выходит, что сейчас у россиянина нет никакой возможности напомнить о себе. При этом время идет — и чем дальше, тем больше об Уфимской торпеде будут забывать в паддоке. За примером далеко ходить не надо — достаточно вспомнить другого российского гонщика Виталия Петрова, который с каждым годом становился все дальше и дальше от мира Больших Призов.

В других дисциплинах автоспорта Квят пока тоже не замечен. Да, несколько раз появлялись разговоры о его возможном участии в тестах Формулы-E, но на деле пока дошло лишь до тестов в скромной Европейской серии NASCAR. При этом не будем забывать, что Дане всего 24 года, и слишком рано уходить в гоночное забвение в таком-то возрасте. Поэтому если у него действительно есть шанс вернуться в Формулу-1, то, конечно, надо непременно соглашаться. Кто-то скажет: «И это после того, как с ним жестоко обошлись в Red Bull?» Но знаете, в F1 нет места обидам и эмоциям. В конце концов, «Красные быки» ведь снова заинтересовались Квятом не из-за красивых глаз, а из-за профессиональных качеств. Поэтому — только бизнес и ничего личного. Если Red Bull выгодно возвращение Даниила, то и сам Квят должен извлечь из этого предложения выгоду.

Что в перспективе?

Безусловно, после перевода из Red Bull в Toro Rosso карьера российского гонщика зашла в тупик. Виновата в этом была отчасти как сама команда, которая часто подводила Квята в плане надежности техники, так и сам Даниил, допускавший много ошибок и вообще выглядевший демотивированным. Но при возвращении все может быть иначе. Во-первых, теперь в свете проекта с Хондой кооперация между двумя командами Red Bull должна быть плотнее, что сыграет на руку Toro Rosso. А во-вторых, сам Квят за год без гонок наверняка привел мысли в порядок, набрался сил и мотивации. Поэтому есть хороший шанс перезапустить карьеру. И если сезон-2019 пройдет успешно, то почему бы не попытаться выйти на рынок пилотов и последовать примеру Даниэля Риккьярдо и Карлоса Сайнса, которые освободились от опеки Red Bull и отправились в свободное плавание? Да и кто знает, как долго пробудут напарниками Макс Ферстаппен и Пьер Гасли в Red Bull Racing?

Пока это, конечно, лишь предположения: сначала надо вернуться и добиться результатов. Но главное, что шанс есть, и за него второму в истории российскому гонщику Формулы-1 нужно хвататься обеими руками. Ведь другой возможности вернуться, скорее всего, не будет…

Рекомендованные статьи