Безнадега Даниила Квята. Чем закончится кризис в карьере российского гонщика?

Безнадега Даниила Квята. Чем закончится кризис в карьере российского гонщика?
Автоспорт | 26 июля 2017
Фото: scuderiatororosso.com

До конца 2017 года еще далеко, но будущее Даниила Квята в Формуле-1 уже сейчас вызывает серьезные опасения. Насколько действительно велик риск того, что в скором времени российский автоспорт потеряет своего единственного представителя на стартовой решетке «Королевских гонок»? Попробуем разобраться.

Что идет не так?

Главный итог первой половины сезона-2017 для Квята выглядит крайне печально — прошлогодний кошмар в виде постоянных поломок машины, собственных ошибок и юношеской нервозности никуда не делся, и регресс Даниила, который начался после шокирующего перевода из Red Bull Racing в юниорскую Toro Rosso, продолжается.

«Рокировка стала тяжелым ударом для меня. Не стану отрицать — было непросто прийти в себя. Но сейчас этот период остался позади», — говорил Даня перед стартом чемпионата в Мельбурне. Но вот прошло десять гонок, и как же обстоит ситуация? Всего-навсего четыре очка на счету, череда ошибок, град критики и дамоклов меч над головой.

Так ли виноват Квят?

Квалификационный счет с напарником Карлосом Сайнсом не может не радовать — 5:5. Средний разрыв на круге между ними по итогам первых десяти Гран При составляет 0,063 секунды — это самый плотный показатель во всем пелотоне. В плане средней позиции счет 11,3 против 12,1 в пользу испанца, но давайте признаем, что в целом не все так плохо, как может показаться на первый взгляд. Одно успешное выступление — и Даня может выйти вперед. Для сравнения, год назад по итогам 16 совместных этапов Квят проиграл Сайнсу в квалификациях со счетом 6:10.

Так что с точки зрения чистой скорости у россиянина в этом сезоне всё нормально. Но ни разу за десять первых Гран При Квят не смог чисто провести решающий заезд! Давайте подсчитаем сначала сбои в работе техники: проблемы с пневматикой мотора в конце гонки в Мельбурне, сходы в Шанхае (отказ гидравлики), Монреале (проблемы с силовой установкой) и Баку (отказ электроники). Просчеты командного мостика Toro Rosso в Сочи (из-за слишком раннего пит-стопа Квят оказался в качестве кругового и потерял много времени, пропуская вперед лидеров гонки) и Монреале (по указанию команды Даниил занял свое место на стартовой решетке, хотя из-за того, что он заглох, россиянин должен был стартовать последним). В Монако, когда была хорошая возможность набрать очки, его протаранил Серхио Перес. Удивительно ли при таких обстоятельствах, что Квят лишь дважды финишировал в топ-10?

В то же время у Сайнса был всего один технический сход, и в целом невезения было куда меньше. Конечно, колоссальную разницу в 25 очков это до конца не объясняет. Испанцу чаще удается попадать в настройки машины, тогда как у Квята это получается не всегда. Пример тому — квалификация в Барселоне, где Даниил без всяких видимых на то причин занял последнее место, проиграв 0,2 секунды даже Стоффелю Вандорну на машине McLaren c безнадежным движком Honda. «Что было не так с машиной? Да всё! Болид ехал сам по себе», — сказал тогда расстроенный россиянин, который на следующий день, когда всё вернулось в норму, прорвался на девятое место.

Но главная проблема Квята — это старт. В первой половине сезона он в общей сложности потерял 16 позиций по ходу первого круга — это наихудший показатель во всем пелотоне! Для сравнения, новичок Лэнс Стролл, собравший уйму критики в свой адрес, отыграл 16 мест, а несчастный Джолион Палмер, которого не сегодня, так завтра отчислят из Renault — 14. А если Квят даже что-то и отыгрывает, то в спешке цепляет кого-нибудь, как Фернандо Алонсо и Макса Ферстаппена в Шпильберге, Сайнса в Сильверстоуне, вылетает в борьбе с Карлосом на первом круге в Бахрейне и едва не выносит его же в начале гонки в Баку.

Именно безумство на первом круге в Сочи-2016, когда жертвой стал его собственный напарник Даниэль Риккьярдо, стоило Даниилу карьеры в Red Bull Racing и стало предлогом для его возвращения в Toro Rosso. Теперь, спустя полтора года, ситуация рискует повториться. «Я вообще не понимаю, что он творит. Ему стоит остаться дома и подумать над своими действиями!» — разразился гневной тирадой после Сильверстоуна никогда не выбирающий слова Жак Вильнёв.

Что думает о выступлениях Квята руководство Red Bull?

Пока в стане «Красных быков» сохраняют невозмутимость и даже стараются защищать Даниила от нападок критиков. «Я не хочу спешить с выводами по поводу произошедшего и кого-то винить», — сказал Хельмут Марко после столкновения Квята и Сайнса на первом круге в Сильверстоуне. Аналогичной точки зрения придерживается и руководитель Red Bull Racing Кристиан Хорнер, не исключающий, что Квят останется в Toro Rosso и на следующий сезон. «Не думаю, что инцидент на старте в Шпильберге как-то повлияет на будущее Даниила. Сейчас я не вижу причин для его замены», — сказал британец, в дальнейшем назвавший аварию в Сильверстоуне гоночным инцидентом.

Хотя не стоит принимать за чистую монету всё, что говорят представители Red Bull. После Сочи-2016 в стане «Красных быков» тоже давали весьма сдержанные комментарии. Босс Toro Rosso Франц Тост за два дня до заявления о рокировке спокойно рассуждал, как будет здорово, если Ферстаппен и Сайнс останутся в команде на следующий сезон, и хвалил Квята за уверенность в себе и собранность. А потом грянул гром…

Фактор Сайнса

Глядя на то, насколько лояльно относится руководство Red Bull к Квяту, складывается впечатление, будто Хельмут Марко и все его окружение решили таким образом искупить вину за бесцеремонные расставания с предыдущими гонщиками Toro Rosso. Витантонио Льюцци, Скотт Спид, Себастьен Бурдэ, Себастьен Буэми, Хайме Альгерсуари, Жан-Эрик Вернь — все они, как пробки, вылетели из системы Red Bull. Как это ни грустно признавать, но в нормальной ситуации Квят давно уже должен был пополнить эти ряды. И дело не в том, будто он так плох. Просто никто и никогда из участников программы Red Bull не получал второго шанса — как только гонщик ставил под сомнения свои профессиональные качества, с ним моментально прощались.

Что изменилось сейчас? Взгляните на состав молодежной программы Red Bull и всё станет понятно. Своей очереди ждет только прошлогодний чемпион серии GP2 Пьер Гасли, тогда как о Нико Кари, Ричарде Вершоре, Дэне Тинктуме и Ниле Верхагене, наверное, вообще мало кто слышал, и едва ли эти парни дойдут когда-нибудь до Формулы-1. По крайней мере, недавно Марко публично заявил, что новых Ферстаппенов среди нынешних юниоров нет.

Квяту такая ситуация, безусловно, играет на руку. Да, Гасли дышит в спину, но здесь на помощь приходит напарник Сайнс. Испанец наделал в последнее время столько шума вокруг своей персоны, что даже в Red Bull теперь не уверены в его будущем. Началось всё со слов Карлоса о том, что он не собирается оставаться в Toro Rosso на четвертый сезон. Шокированное таким заявлением руководство напомнило ему о железном контракте до 2019 года. Сайнс вроде бы взял свои слова обратно, однако затем появились слухи о том, что уже на Гран При Венгрии он заменит в Renault Джолиона Палмера. Разговоры были моментально опровергнуты как в Red Bull, так и в Renault. Но главным выводом из всей этой истории стало заявление Хорнера о том, что Сайнса отпустят при получении серьезной финансовой компенсации. А ведь Renault еще в прошлом году предлагала Toro Rosso скидку на моторы в обмен на Карлоса, так что вопрос остается открытым.

Перспективы Квята на фоне всей этой ситуации отошли на второй план, хотя Марко обещал определиться с контрактом россиянина в начале лета. Ну а сам Даниил уже пытается подгонять руководство. «Мне хотелось бы узнать ответ как можно раньше. Наступило время, когда пора определяться с будущим», — сказал россиянин на Гран При Великобритании.

Вряд ли Квят получит ответ раньше, чем определится Сайнс. Но решение будет взаимоисключающим: если Карлос остается, уходит Даниил, и наоборот. Гасли, скорее всего, получит свой долгожданный шанс в 2018 году. Все-таки «молодежка» должна оправдывать свое предназначение, а при составе пилотов, за плечами которых четыре и три сезона в Формуле-1, неизбежно возникнут сомнения в имидже юниорской программы. Да и владелец Red Bull Дитрих Матешиц может задуматься о том, зачем ему нужна вторая команда. В конце концов, в следующем сезоне после десятилетнего перерыва в календарь возвращается Гран При Франции, а значит с маркетинговой точки зрения приглашение Гасли будет весьма привлекательным.

Высадить россиянина прямо сейчас Red Bull вряд ли решится. Все-таки хорошую подстраховку ему сделал партнер по команде. Заменить Гасли на Даню и затем также остаться без Сайнса, если испанец навострит лыжи в Renault? Все-таки не так плох Квят, чтобы терять его в конце года вместе с другим опытным и быстрым пилотом, а Гасли не настолько крут, чтобы ему доверили незнакомую машину по ходу сезона. Да и Марко не испытывает к нему прямо такой огромной симпатии. Даже когда Пьер боролся за титул в GP2 в прошлом сезоне, он упрекнул его и сказал, что француз мог бы выиграть три чемпионата, если бы не ошибки. К тому же в японской Суперформуле Гасли не блещет — его лучшим результатом в первых четырех гонках стало пятое место на трассе Фуджи, а в личном зачете на данный момент он занимает только восьмую строчку.

Может ли Квят рассчитывать на поддержку Acronis?

На предстоящем Гран При Венгрии исполняется ровно год с начала сотрудничества команды Toro Rosso с российской IT-компанией Acronis, которое осуществилось именно благодаря возвращению Квята в Фаэнцу. Как рассказал в одном из своих интервью генеральный директор отечественной фирмы Сергей Белоусов, возможность партнерства рассматривалась еще в 2014-м, но в планы вмешался переход Даниила в Red Bull Racing, договориться с которой было бы сложнее, учитывая статус команды.

Приятно, что поддержка российского гонщика не ограничивается одним размещением логотипа на машине и униформе. Acronis внедряет собственные технологии в инфраструктуру Toro Rosso, предоставляет команде программное обеспечение для хранения, мониторинга и защиты данных. Можно сказать, что это больше, чем личный спонсор Квята, да и в компании так себя не позиционируют. «Мы спонсируем Квята, Toro Rosso и Формулу-1», — сказал в конце прошлого года Сергей Белоусов.

В свете туманного будущего Даниила напрашивается вопрос — поможет ли ему поддержка Acronis сохранить место в STR? Точные детали контракта между Toro Rosso и Acronis, естественно, держатся в секрете, но в конце 2016-го Белоусов подтвердил, что соглашение продлено больше, чем на год. А на прямой вопрос о том, может ли компания как-то повлиять на будущее Квята в команде после 2017 года, он сказал: «Мы расстроимся, если он уйдет, и постараемся этого не допустить. Но как мне кажется, Даниил останется в Toro Rosso еще на несколько сезонов».

Есть ли у Квята запасной вариант?

Выступление за Toro Rosso — это палка о двух концах. Либо по прошествии нескольких лет ты попадаешь в Red Bull Racing и добиваешься там успеха, как Феттель, Риккьярдо и Ферстаппен, либо оказываешься на улице по примеру Буэми, Альгерсуари, Верня. Единственным исключением за последние 11 лет был Витантонио Льюцци, вернувшийся в 2009-м в качестве гонщика команды Force India, а затем перешедший в HRT. Сейчас прямо на ходу пытается что-то сделать Сайнс, но тут свою роль играют связи папы Карлоса-старшего, двукратного чемпиона мира по ралли. А вот куда податься Квяту? Понятно, что его возвращение в Red Bull Racing на 99,9% исключено. Контракты Риккьярдо и Ферстаппена рассчитаны до 2018-го и 2019-го соответственно, а если даже вдруг освободится место, то сомнительно, что при нынешних результатах Даниил получит второй шанс.

В конце прошлого сезона, перед тем как продлить контракт с Toro Rosso, Квят вроде как даже вел переговоры с Force India и Sauber, назывался в числе претендентов в Williams и Renault. Скорее всего, эти команды будут на радаре российского гонщика и в этом году. Почему? Да потому, что это самые очевидные варианты, которые зачастую остаются открытыми до последнего. Но за этой ширмой простоты скрывается главная загвоздка — всем этим командам нужен бюджет. Первый российский гонщик в Формуле-1 Виталий Петров знает об этом не понаслышке. «Я веду переговоры с разными командами и можно сказать, получил от них подтверждение готовности к сотрудничеству, но требуется финансовая поддержка, а ее у меня нет», — рассказывал Петров после ухода из «Королевских гонок» в конце сезона-2012.

Будет ли необходимая финансовая поддержка у Квята в случае ухода из системы Red Bull? Увы, кроме Acronis ни о каких других спонсорах Дани неизвестно. А в одном из недавних интервью уроженец Уфы как раз сетовал на то, что российские компании недооценивают глобальность Формулы-1 и зациклены на футболе и хоккее. К большому сожалению, вывод из всего этого напрашивается далеко не самый приятный: солидной финансовой поддержки, как и результатов на трассе, у Квята нет. А значит, у него только два пути: либо продолжение карьеры в Toro Rosso, либо переход в какую-то другую гоночную серию.

Всё, что остается сейчас Дане, это собраться с силами на вторую половину сезона и выдавать максимум, когда не возникает никаких проблем. Одного-двух великолепных результатов должно быть достаточно, чтобы изменить мнение о себе в лучшую сторону. И если все-таки придется уходить в конце года, то хотя бы с высоко поднятой головой.

Рекомендованные статьи