Попал в историю. Как Тьерри Невилль стал третьим «пришельцем», выигравшим ралли Швеция
Вообще-то, это должно было произойти еще двенадцать месяцев назад. Тогда, на ралли Швеция 2017 года, Тьерри Невилль доминировал на спецучастках и оступился лишь на зрительском допе в Карлстаде, где разворотил подвеску своего хэтчбека Hyundai i20 WRC. В этот раз бельгиец уже не мог позволить себе такой «роскоши» — тем более что на ралли Монте-Карло обстоятельства вновь сложились не в его пользу.
Последние несколько лет шведский этап чемпионата мира все реже радует по-настоящему зимними условиями: чего стоил один только сезон-2016, когда гонка вообще оказалась под угрозой отмены из-за отсутствия снега! Однако на этот раз погода словно решила реабилитироваться за все предыдущие теплые годы, встретив участников отменными сугробами. Такое положение дел определенно сыграло против лидеров чемпионата — Себастьена Ожье, Отта Тянака, Яри-Матти Латвалы и Криса Мика, — дав шанс отличиться «неудачникам» ралли Монте-Карло и пилотам, впервые стартовавшим в этом сезоне, которые получили в Швеции выгодные позиции в глубине пелотона.
На ралли Швеция в ряды участников чемпионата мира вернулся Хеннинг Сольберг, оседлавший хэтчбек Ford Fiesta WRC команды Adapta. Однако в итоге 45-летний норвежец финишировал только 19-м
Впрочем, поначалу — не считая шейкдауна, где быстрейшими стали Невилль, вернувшийся на одну гонку в команду Citroen Мадс Остберг и лидер чемпионата Себастьен Ожье, — могло сложиться впечатление, что темп будут задавать пилоты на Тойотах. Отт Тянак выиграл зрительский спецучасток в четверг, а Яри-Матти Латвала обосновался в Карлстаде на втором месте. Однако утром участников ожидал снегопад, покрывший спецучастки десятисантиметровым (по скромным оценкам Ожье) слоем «пухляка». Организаторы предприняли попытку почистить трассу, однако за четыре часа, прошедшие между проездом по допам снегоуборочной техники и стартом экипажей, дороги успело засыпать вновь.
Дебют норвежца Мадса Остберга за рулем Ситроена C3 WRC завершился на шестом месте
И если на первом утреннем допе выстрелил Тянак (не иначе в силу того, что остальные еще только привыкали к незнакомым условиям), то дальше инициатива перешла к пилотам команды Hyundai. СУ3 прошел при доминировании Невилля, который тут же перехватил лидерство. Следующий спецучасток выиграл Андреас Миккельсен, обеспечивший себе тем самым вторую позицию. Еще один доп, начало дневной секции, — и вот уже напомнил о себе победой Хейден Пэддон, впервые стартовавший в этом сезоне. Дальше в дело вступил и вовсе неожиданный персонаж: одержав две победы на спецучастках подряд, на третье место выбрался ситроеновец Крейг Брин! Впрочем, завершить день на этой позиции ирландцу не позволил Пэддон: по итогам пятницы команда Hyundai в полном составе взобралась на гипотетический подиум.
Осваивать раллийную технику Крейг Брин начал в 14-летнем возрасте с езды по замерзшему озеру в Норвегии. Эти навыки пришлись ирландцу в Швеции как нельзя кстати
А вот лидерам чемпионата пришлось довольствоваться местами в хвосте зачетной десятки. Открывающий трассу Ожье сразу же выпал за пределы очковой зоны, в то время как стартующие за ним Тянак и Латвала обосновались на восьмой и девятой позициях, уверенно теряя время по отношению к лидирующей группе. Вскоре к ним присоединился и Эсапекка Лаппи, вылетевший с трассы на СУ6 и забивший снегом воздухозаборник: пятницу финн, претендовавший как минимум на подиум, завершил на седьмом месте. В субботу и воскресенье ситуация нисколько не улучшилась: Ожье и компания были вынуждены вновь расчищать трассу, стартуя в числе первых.
Ралли Швеция обернулось для команды M-Sport первым за 14 гонок (после ралли Австралия — 2016) финишем без подиума
Именно эта группа участников отметилась во второй день первым и единственным за всю гонку сходом среди «заводских» спортсменов. На СУ13 не удержался на трассе и улетел в сугроб Крис Мик, к тому моменту располагавшийся на десятом месте. Выбравшись на дорогу с помощью болельщиков, британец остановился, чтобы очистить от снега воздухозаборник, а когда медленно продолжил движение к финишу, то подвернулся под горячую руку настигшего его Тянака. Эстонец попытался с ходу опередить соперника на узкой части спецучастка, однако вместо этого врезался в него и сам вылетел с трассы! Спустя пару минут, уже вернувшись на дорогу, Отту пришлось повторить этот маневр — на этот раз без эксцессов. А вот сам Мик сошел на дорожной секции из-за отказа турбонаддува...
Но вернемся к лидерам. Субботним утром Брин предпринял решительную атаку на позиции пилотов марки Hyundai. За два первых спецучастка ирландец обошел сначала Пэддона, а затем и Миккельсена — после того как норвежца развернуло на СУ10. В этот момент Крейг обнаружил себя всего в четырех секундах позади лидера гонки! Однако Невилль, как оказалось, ехал с запасом: в нужный момент бельгиец поднимал темп, «отъезжая» от преследователя. При этом Тьерри нисколько не смутили ни проблемы с системой переключения передач на СУ9, ни разворот на следующем допе, ни пугающее приземление на два колеса на знаменитом трамплине Colin's Crest. Субботу Невилль завершил с преимуществом 22,7 секунды, которого оказалось достаточно, чтобы удержать отрыв и выиграть гонку в воскресенье.
Тьерри Невилль стал лишь третьим пилотом не из Северной Европы, выигравшим ралли Швеция. До него это один раз удавалось Себастьену Лёбу и трижды — Себастьену Ожье
Шведское серебро Крейга Брина стало его наивысшим достижением в карьере — до этого лучшим результатом ирландца было третье место на ралли Финляндия в 2016 году. Миккельсен довольствовался бронзой, а вот Пэддону в заключительный день пришлось уступить еще одну позицию: разогнавшийся под конец Эсапекка Лаппи сперва обошел в абсолюте Мадса Остберга, а на финальном допе лишил четвертого места и Пэддона — благо новозеландец и сам допустил ошибку, заглохнув неподалеку от финиша.
Прорыв Эсапекки Лаппи на четвертое место стал украшением воскресного дня
Лучшим из пилотов команды M-Sport оказался впервые стартовавший в Швеции за рулем WRC Теему Сунинен. После ряда ошибок во второй день финн завершил гонку на восьмой позиции — между Латвалой и Тянаком. Действующий чемпион мира Себастьен Ожье финишировал десятым и ухитрился заработать пять очков, однако для этого его коллективу пришлось пойти на хитрость. На старт финального Power Stage француз заявился с сильным опозданием, заработав за это четыре минуты штрафа, но получив выгодную стартовую позицию, а с ней и четыре очка за второе время (быстрейшим стал Лаппи). Ну а чтобы не потерять из-за пенализации десятое место, в M-Sport пожертвовали результатом Элфина Эванса, который, в свою очередь, опоздал на последний судейский пункт...
В Швеции коллектив M-Sport впервые обратился к командной тактике: на кону — чемпионский титул и поддержка производителя
Победа в Швеции позволила Невиллю перехватить лидерство в личном зачете чемпионата мира: сейчас бельгиец опережает Ожье на десять очков. Команда Hyundai, после ралли Монте-Карло пребывавшая на четвертом месте в заводском зачете, стараниями Невилля и Миккельсена вознеслась на первую позицию, а вот коллектив M-Sport, напротив, рухнул на последнюю.
На ралли Швеция Андреас Миккельсен завоевал свой первый подиум в составе команды Hyundai
Гонка в категории WRC 2 закончилась сенсацией: убедительную победу в Швеции одержал японец Такамото Катсута на хэтчбеке Ford Fiesta R5. Воспитанник команды Toyotа из программы для поиска перспективных японских пилотов сумел переиграть сразу двух гонщиков заводской дружины Skoda Motorsport — Понтуса Тидеманда и Оле-Кристиана Вейбю, для которых это ралли является, по сути, домашним. Отчасти секрет успеха Катсуты кроется в приличном опыте выступлений в национальном чемпионате Финляндии. Не исключено, что свой вклад в победу 24-летнего японца внесли и покрышки Pirelli, — в противовес шинам Michelin у пилотов Шкоды.
За две недели до старта в Карлстаде Такамото Катсута провел «репетицию» на финском ралли Arctic Lapland, где он финишировал третьим
Шведский этап положил начало сезону в молодежной моносерии JWRC, где все участники выступают на одинаковых переднеприводных хэтчбеках Ford Fiesta с литровыми турбомоторами. Здесь победу одержал 22-летний Деннис Радстрём. Сломив сопротивление Эмиля Бергквиста в первый день, швед возглавлял юниорский пелотон до самого финиша, в итоге опередив земляка на 7,3 секунды. Третье место досталось немцу Юлиусу Таннерту, отставшему от пары лидеров почти на пять минут.
Всего две с небольшим недели отделяют нас от старта следующего этапа чемпионата мира — ралли Мексика. Там лидер серии Невилль впервые будет открывать трассу, примерив на себя роль, в которой зритель привык видеть Ожье. Впрочем, все внимание на этот раз привлечет к себе гонщик, которого совершенно не интересует сражение за чемпионский титул: североамериканский этап станет первым из трех запланированных стартов в WRC для Себастьена Лёба, которому достанется, пожалуй, лучшая стартовая позиция...
Rally Sweden
Чемпионат мира, 2-й этап
Карлстад (Швеция), 15—18 февраля
Общая длина трассы — 1400,79 км, состоялось 19 СУ — 314,25 км
Стартовало 66 экипажей, классифицировано 58
Абсолютный зачет
Место | Экипаж | Страна | Автомобиль | Время |
---|---|---|---|---|
1 | Т.Невилль/Н.Жильсуль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 2:52.13,1 |
2 | К.Брин/С.Мартин | Ирландия/Великобритания | Citroеn C3 WRC | +19,8 |
3 | А.Миккельсен/А.Егер | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | +28,3 |
4 | Э.Лаппи/Я.Ферм | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +45,8 |
5 | Х.Пэддон/С.Маршалл | Новая Зеландия/Великобритания | Hyundai i20 Coupe WRC | +54,4 |
6 | М.Остберг/Т.Эриксен | Норвегия | Citroеn C3 WRC | +1.15,3 |
7 | Я.Латвала/М.Анттила | Финляндия | Toyota Yaris WRC | +2.04,9 |
8 | Т.Сунинен/М.Марккула | Финляндия | Ford Fiesta WRC | +2.52,2 |
9 | О.Тянак/М.Ярвеоя | Эстония | Toyota Yaris WRC | +3.44,4 |
10 | С.Ожье/Ж.Инграссиа | Франция | Ford Fiesta WRC | +8.45,4 |
Положение в чемпионате мира среди пилотов
Место | Пилот | Страна | Автомобиль | Очки |
---|---|---|---|---|
1 | Тьерри Невилль | Бельгия | Hyundai i20 Coupe WRC | 41 |
2 | Себастьен Ожье | Франция | Ford Fiesta WRC | 31 |
3 | Яри-Матти Латвала | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 23 |
= | Эсапекка Лаппи | Финляндия | Toyota Yaris WRC | 23 |
5 | Отт Тянак | Эстония | Toyota Yaris WRC | 21 |
= | Андреас Миккельсен | Норвегия | Hyundai i20 Coupe WRC | 21 |
7 | Крейг Брин | Ирландия | Citroеn C3 WRC | 20 |
8 | Крис Мик | Великобритания | Citroеn C3 WRC | 17 |
9 | Хейден Пэддон | Новая Зеландия | Hyundai i20 Coupe WRC | 10 |
10 | Элфин Эванс | Великобритания | Ford Fiesta WRC | 8 |
Положение в чемпионате мира среди команд
Место | Команда | Очки | ||
---|---|---|---|---|
1 | Hyundai Shell Mobis World Rally Team | 54 | ||
2 | Toyota GAZOO Racing World Rally Team | 53 | ||
3 | Citroеn Total Abu Dhabi World Rally Team | 46 | ||
4 | M-Sport Ford World Rally Team | 43 |