Transit и валенки: по Татарстану на малотоннажниках Ford
Домчать от Елабуги до Казани по трассе М7 — задача вполне тривиальная: пару сотен километров легко преодолеть за два с небольшим часа. Но ведь, как поет группа НАИВ: «Трасса федеральная — вечная тоска»! Я проехал между этими городами, но по малозагруженным дорожкам северной части Татарстана — и преодолел этот путь на разных версиях произведенных в Елабуге Транзитов.
С российским малотоннажником Ford Transit мы знакомы давно. Еще в 2016 году на таком фургоне из первых партий я ездил в Воронеж за картошкой, а в прошлом году на полигоне испытывал и еще один Transit — «бескаркасник» с полной массой 2,49 т для беспрепятственного въезда на все улицы Москвы.
Кузов полноприводного Транзита изнутри частично отделан фанерой — местами это выглядит грубовато
Ну а для первого отрезка нынешнего маршрута из Елабуги мне достался белый 3,5-тонный цельнометаллический фургон. Но не простой, а с приводом на все колеса. Эдакий кроссовер — изначально ведущие колеса тут задние, но при их пробуксовке электроника подключает и переднюю ось. Сделать это можно и принудительно — нажав на кнопку слева от приборного щитка: тогда тяга распределится между осями пополам.
Дизайн передней панели интересен, но уже не юн
Стартуем от знаменитого Чертова городища на берегу Камы. За рулем Транзита — все привычно и в целом удобно, но возраст этого интерьера с каждым годом напоминает о себе все сильнее. На фоне простых и функциональных панелей новых конкурентов раздутый фордовский «пульт управления звездолетом» с монохромными синими экранчиками сейчас уже выглядит устаревшим.
Нажатие на эту кнопку принудительно включает симметричный полный привод
Да и эргономика местами хромает — например, блок микроклимата расположен в полуслепой зоне за рычагом коробки, и на него приходится отвлекаться. А если пассажир поставит в подстаканник на панели полулитровую бутылку — она перекроет добрую часть неплохого, в общем-то, зеркала. Так что с нетерпением ждем появления на наших Транзитах новой европейской передней панели — с ней, скорее всего, придет и климат-контроль, и большой экран, и много чего еще!
Ну а в остальном этот Ford по-прежнему очень неплох! На ходу в кабине тихо — 125-сильный мотор лишь слегка напоминает о себе легким тарахтением. Несмотря на большой пробег у конкретно нашего экземпляра (больше 50 тысяч километров), в кабине не поселилось ни одного «сверчка», молчат и панели в кузове.
Бутылка в подстаканнике пассажира перекрывает добрую часть зеркала
Ехали мы, к сожалению, без груза. Но пустому фургону возможностей двигателя хватало за глаза, чтобы не чувствовать себя ущербным в потоке. Хорошо подобраны и передаточные числа в коробке, а сами переключения традиционно по-фордовки слега «упруго-резиновые», но четкие. Да и связки поворотов, которых на этих татарских дорогах оказалось неожиданно много, прямо-таки доставляли удовольствие — усилие на руле тут очень породистое. И в целом, этот фургон воспринимается просто как хорошая большая легковушка — никак не грузовик.
А еще оказалось, что дороги Татарстана — это заповедник самых разных «лежачих полицейских». Они тут буквально везде: и в населенных пунктах, и перед переходами на трассах, большие асфальтовые и маленькие «резиновые», одни обозначены, другие — нет. Не скрою, пару раз мы с Транзитом буквально подпрыгивали на этих кочках. Благо энергоемкости подвеске не занимать — упруго отрабатывала все неровности без пробоев.
Дороги Татарстана чистят дорогие коммунальщики на иностранных шасси, вроде вот такого Volvo
Кстати, даже неосновные дороги в Татарстане чистят отлично, а в парках коммунальной техники тут и вовсе много дорогих грузовиков-иномарок. Трассы обильно поливают реагентами, и вся эта гадость летит из-под колес. И тут открылась еще одна приятная особенность Транзитов: хоть сами машины уже в начале пробега знатно извазюкались, боковые стекла за всю дистанцию протирать не пришлось ни разу — редкость для подобного рода автомобилей!
Такие школьные Профи по госзаказам появляются во многих региональных населенных пунктах
Проезжая через город Мамадыш, случайно встретили новенький школьный автобус на базе носатого УАЗа Профи — такие машины строит ульяновская фирма Автодом. В коротком диалоге водитель этого желтого «крокодила» поведал, что получил его совсем недавно: пробег меньше полутора тысяч километров. Конечно, рад новой машине, но жалуется, что в морозы кабина и салон плохо прогреваются (пришлось даже по-старинке закутать переднюю решетку), тяги мотора маловато, а расход, наоборот, под 20 литров. Эх, знаем-знаем…
Transit-скорая помощь — уже привычная картина для разных регионов России
У полноприводного дизельного Транзита аппетит, конечно, скромнее, но голодающим его тоже назвать нельзя. Напомним, что пробег проходил в основном по спокойным трассам, но расход солярки составил примерно 11 л/100 км. Ну а печка, кстати, тут работает отлично.
Судя по рисунку на воротах, в Кукморе готовы изготовить валенки и для инопланетян
Вот и городок Кукмор — родина знаменитых кукморских валенок. Их производство открылось здесь еще в 1867 году, и завод вполне неплохо живет до сих пор (его продукцию легко можно найти даже на разных сервисах онлайн-доставки) и обновляется — недавно вот тут получили машину для мойки шерсти.
Старая водонапорная башня Шухова — рабочий экспонат на территории
А еще на территории предприятия сохранилась необычная водонапорная башня конструкции знаменитого Шухова. Двадцатипятиметровая башня с резервуаром на 180 тысяч литров была построена в 1927 году, но сохраняет работоспособность и поныне.
Transit с промтоварным кузовом — уже не очень редкое явление на наших дорогах. К примеру, недавно крупную партию таких машин заказал OZON
Ну а я следующую часть пути до Казани провел за рулем заднеприводного Транзита с промтоварной будкой производства СТ Алабуга на шасси. В последнее время такие машины набирают популярность среди доставщиков: квадратный кузов проще загружать погрузчиком, да и увезти тут можно больше.
Сделан кузов неплохо: панели состыкованы аккуратно, потеков клея или герметика не замечено. На потолке есть светодиодный плафон с выключателем на стене, на полу — толстая влагостойкая фанера Чтобы удобнее было залезать внутрь, предусмотрена раскладная лесенка с туговатым фиксатором. Но чтобы в слякотную погоду ее достать и забраться в кузов, однозначно, нужны перчатки: и лесенка, и ручка на кузове быстро покрываются слоем дорожной грязи.
Объем такого кузова составляет 16 кубометров
На ходу такой грузовой Transit тоже неплох. В кабине тут, правда, шумнее, но в целом ощущения от фургона отличаются не сильно. А с места разгоняется промтоварка и вовсе бодрее — мотор этой версии выдает целых 155 л.с. Надо лишь привыкнуть к увеличившимся габаритам и зеркалам на более длинных кронштейнах.
По лесенке внутрь забираться удобно
Отличия же проявляются с ростом скорости. Если фургон вполне бодро набирал 100 км/ч и больше, то «будка» после 80 км/ч упирается в воздушную стену — разгон становится уж очень вялым, а средний расход, наоборот, возрастает сильно. Ниже 15,1 л/100 км за всю поездку на этой машине он так и не опустился. Сказывается аэродинамика «кирпича» над кабиной. Очевидно, проблему мог бы частично решить обтекатель, но на нашем автомобиле его не было.
Ручку на кузове стоило бы разместить внутри — снаружи она сильно пачкается
Впрочем, как мы уже говорили, версии с большими кузовами берут в основном для эксплуатации в городе. И там аэродинамика не столь важна как большой кузов и удобство погрузки-разгрузки.
Если же говорить о цене, то подобный промтоварный Transit сейчас стоит чуть больше 2,5 млн рублей. Лишь чуть дешевле, судя по предложениям на рынке, обойдется и новейшая Газель NN с аналогичным кузовом. Что же до полноприводного Транзита-фургона, то он — ощутимо дороже. К примеру, стоимость машины, на которой я проехал первую часть пути — больше 2,9 млн рублей.