Умница Дэн и Безумный Макс. Кто из гонщиков Red Bull лучше?

Фото: Red Bull

Последние события на трассах Гран При показали, что команде Red Bull Racing еще рано делать ставку на Макса Ферстаппена и торопиться с решением отпустить Даниэля Риккьярдо к конкурентам. Что не так с восходящей звездой Формулы-1 и чему ему стоит поучиться у напарника?

Гонка в Шанхае как главный показатель

На Гран При Китая Даниэль Риккардо и Макс Ферстаппен в юбилейный, 40-й раз вышли на старт в качестве напарников по команде, и именно эта гонка как нельзя лучше продемонстрировала разницу в классе между двумя пилотами Red Bull. Да, благодаря агрессивному и стремительному старту Макс «выстрелил» с пятого на третье место, а Даниэль как был, так и остался шестым. Однако такие гонки, как в Шанхае, не выигрываются в первом повороте. Ключевой момент произошел в середине заезда — и он предельно ясно показал Who is Who.

Боссы Red Bull Racing могут сколько угодно пестовать свою новую суперзвезду, но давайте взглянем правде в глаза: пока Ферстаппен не оправдывает возложенных на него надежд. На Гран При Китая, будучи в более выгодном положении на рестарте, голландец не смог реализовать преимущество перехода на более быстрые шины Soft, чтобы прорваться вперед с четвертой позиции. Лишь два из четырех предпринятых маневров он завершил благополучно — оба раза это была атака на Льюиса Хэмилтона (до и после разворота, произошедшего из-за столкновения с Себастьяном Феттелем на 44-м круге). Самая первая из трех попыток пройти действующего чемпиона мира не сработала, поскольку Макс полез в атаку в скоростной дуге. А что же Риккьярдо? Дэн продемонстрировал стопроцентное попадание в цель! За восемь кругов австралиец, занимавший шестое место на рестарте, безукоризненно обогнал четверых соперников, не считая опережения вылетевшего с трассы напарника, и умчался вперед к шестой в карьере победе.

«Точность действий Даниэля и его умение обгонять действительно впечатляют. Его можно сравнить с центральным нападающим с потрясающим чувством мяча. Макс мог бы многому научиться у такого товарища по команде», — выразил свое восхищение выступлением Риккьярдо спортивный директор Формулы-1 Росс Браун.

Можно долго рассуждать о том, что Ферстаппену только 20 лет и он продолжает набираться опыта. Но как отметил после финиша Гран При Китая расстроенный, но удивительно спокойный Себастьян Феттель, Макс все-таки уже далеко не дебютант по меркам Формулы-1 — и ему пора бы научиться просчитывать наперед свои действия.

В Red Bull Racing, самой собой разумеется, встали на защиту голландского гонщика, и Кристиан Хорнер напомнил, что с молодым горячим Феттелем они в свое время тоже намучились. Отчасти это так, если вспомнить, что однажды боссы команды McLaren даже назвали немца Краш-малыш. Только есть один немаловажный нюанс: Себ в своем 62-м Гран При уже стал чемпионом мира, тогда как Макс даже в 63-й гонке после дебюта продолжил набивать шишки…

Риккьярдо — мастер по хаотичным гонкам

«Мои победы никогда не бывают скучными!» — прокомментировал свой успех в Шанхае Даниэль. И ведь австралиец совсем не лукавил, потому что каждый из шести его триумфов в Формуле-1 — это своя отдельная и уникальная история! Вспомним феноменальный прорыв на свежих шинах на последних кругах в дождевом Гран При Венгрии 2014 года или напряженную дуэль колесо в колесо с Максом Ферстаппеном в Малайзии спустя два года, не говоря уже о хаосе в Канаде-2014 и Баку-2017. Чуть-чуть выбивается из этого ряда только гонка в Спа четырехлетней давности, где после столкновения пилотов команды Mercedes на первых кругах Даниэль вышел в лидеры и скрылся из поля зрения соперников.

Очень показательно, как оценивали букмекеры шансы австралийца перед каждым его победным заездом: 21.00 по европейскому коэффициенту в Канаде, 29.00 в Венгрии, 17.00 в Бельгии, 10.00 в Малайзии, 51.00 в Баку и 12.00 в нынешнем Китае. С такой вероятностью обычно побеждают гонщики в серии NASCAR, да и то в большинстве случаев на суперспидвеях в Дайтоне и Талладеге, а для Формулы-1 это совсем нехарактерно.

Как Даниэлю удается из года в год творить такие чудеса? Просто он относится к тому редкому типу пилотов, которые в хаосе и неразберихе чувствуют себя как рыба в воде. В американском автоспорте как раз такой класс гонщиков очень хорошо заметен. Им присуще удивительное сочетание хладнокровия, тактического чутья и везения. Для того чтобы выиграть, им не нужно стартовать с поула и лидировать от старта до финиша. Риккьярдо всегда побеждает при старте из-за пределов первой тройки: дважды он выигрывал с четвертого и шестого места, по одному разу — с пятого и десятого. Еще две такие победы - и он побьет 40-летний рекорд чемпиона мира 1967 года Денни Хьюма по количеству выигранных гонок без поулов. С одной стороны, обидная статистика, а с другой — невероятно красивая, подтверждающая бойцовские качества и мастерство Риккьярдо. Если бы все гонки в календаре Формулы-1 были сумасшедшими и непредсказуемыми, то австралиец уже наверняка стал бы чемпионом мира.

У Ферстаппена другой победный стиль

В традиционном пресс-коммюнике перед Гран При Азербайджана Макс Ферстаппен, вспоминая события прошлогодней гонки, выразил уверенность, что поднялся бы на подиум или даже выиграл, если бы не поломка двигателя на 12-м круге. С одной стороны, голландец прав, учитывая, что до схода он был четвертым, тогда как его напарник после раннего пит-стопа — только 13-м. С другой стороны, не факт, что Ферстаппен сориентировался бы в хаосе в тот сумасшедший день и не нашел бы приключений на свою голову. Дело в том, что Макс хоть и выиграл всего трижды, но определенный почерк побед у него все-таки прослеживается. Его стиль — квалифицироваться как можно выше, хорошо стартовать, выйти в лидеры на первых кругах, создать отрыв и поставить на этом точку в споре за золото. Именно так Макс выиграл минувшей осенью в Малайзии и Мексике. На Гран При Испании 2016 года ситуация была другой, но до борьбы колесо в колесо дело тоже не дошло: было нужно только реализовать грамотную тактическую схему и выдержать прессинг со стороны Кими Райкконена, с чем Ферстаппен успешно справился.

Этим качеством Макс напоминает одного из самых неоднозначных гонщиков современности — Пастора Мальдонадо. Каждая вторая атака венесуэльца в Формуле-1 заканчивалась столкновением, но на чистой трассе он ехал как по рельсам и в один прекрасный майский день 2012 года даже сумел победить. Удивительное сходство еще и в том, что местом триумфа Мальдонадо тоже стала трасса в Барселоне — и так же, как Ферстаппен через четыре года, Пастор выиграл в тактическом сражении с гонщиком Ferrari.

Однако победа есть победа. В конце концов, в трех своих триумфальных гонках Макс пролидировал даже больше, чем Риккьярдо в шести: 148 кругов, или 707,5 км, против 110 кругов у австралийца, эквивалентных 628,9 км.

Даниэль — самый примерный гонщик Формулы-1

Что может быть лучшим доказательством корректности гонщика, чем минимальное количество пенализаций и штрафных очков? Пожалуй, только их отсутствие! Невероятно, но факт: за восемь лет выступлений в Формуле-1 Даниэль Риккьярдо лишь трижды получил дисциплинарный штраф: за нарушение границ трассы на Сузуке в 2013-м, въезд на пит-лейн при красном сигнале светофора на Интерлагосе три года спустя и нарушение скоростного режима под красными флагами на пятничных тренировках в нынешнем Мельбурне. Мало того, вплоть до старта сезона-2018 в суперлицензии Дэна не было ни одного штрафного балла, счет которым он как раз открыл во время Гран При Австралии. Такой показатель не может не впечатлять, потому что даже чемпионов мира за четыре года действия накопительной системы штрафов наказывали чаще: Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон заработали по четыре балла, Кими Райкконен — восемь, а Себастьян Феттель и вовсе достиг опасного 12-очкового порога. Но рекордсменом остается другой бывший напарник австралийца, Даниил Квят: россиянин накопил 17 штрафных баллов!

Десять процентов — не в пользу Ферстаппена

Искренне хочется верить, что этап в Шанхае станет переломным для Ферстаппена, поскольку дальше так продолжаться не может. Ничего страшного, если бы он ошибался только в хаотичных гонках, где все идет вверх тормашками. Но ведь в каждом десятом из 63 проведенных Гран При в Формуле-1 голландец либо оказывался вовлечен в инцидент, либо допускал ошибку в пилотировании и в результате сходил с дистанции. Для сравнения: у Даниэля Риккьярдо такой показатель равен всего-навсего двум процентам — из 132 гонок. Как думаете, к кому ближе Макс по этому критерию? Конечно, к Пастору Мальдонадо с авариями и вылетами в 15 процентах из 93 гонок.

Впрочем, это только вершина айсберга. За четыре года выступлений в чемпионате мира Макс заработал девять дисциплинарных штрафов, 11 баллов в суперлизенцию, получил два судейских предупреждения, а еще шесть эпизодов с его участием были признаны гоночным инцидентом. После потери подиума за спорный обгон Кими Райкконена на последнем круге прошлогодней гонки в Остине Ферстаппен и его окружение обрушились с критикой в адрес спортивных комиссаров, упрекнув судей в предвзятости. Учитывая все вышеизложенные факты, подобное утверждение звучит странно. Но если в ближайшие год-полтора Макс не исправится, то он действительно может заработать синдром Мальдонадо — когда у гонщика складывается такая скверная репутация, что его начинают штрафовать за любую провинность.

Неужели Дэн так хорош, а Макс плох?

Скорее всего, ни то ни другое. По чистой скорости Макс быстрее Даниэля, что подтверждает общий квалификационный счет 22:18 за два с половиной года их совместных выступлений. В сезоне-2017 средний субботний отрыв Ферстаппена от напарника составил 0,313 секунды и остался примерно на этом же уровне (0,332 секунды) в трех первых нынешних Гран При. Но в гонках более опытный и расчетливый Риккьярдо смотрится на порядок выше голландца, несмотря на то, что у обоих за время совместных выступлений по три победы и почти равный счет по количеству финишей впереди напарника — 21:18. Вот еще немного любопытной статистики: у Дэна 457 очков против 377 у Макса, 15 против восьми подиумов (без побед), а также 104 успешных обгона против 82 (в сезонах 2016 и 2017 годов). По средней позиции на финише Даниэль тоже впереди: 4,3 и 5,6 в 2016-м, 3,4 и 4,2 в 2017-м, 2,5 и 5,5 в трех первых гонках 2018-го. Учитывая планы Red Bull на Ферстаппена, Риккьярдо впору повторить фразу соотечественника Марка Уэббера: «Неплохо для второго номера!».

Конечно, высока вероятность, что однажды Макс раскатится, научится избегать ошибок и будет демонстрировать высокую скорость не только на одном быстром круге. Однако пока процесс его становления как стабильного и уверенного в себе гонщика по каким-то причинам идет крайне медленно. А может быть, все дело как раз в слишком раннем дебюте Ферстаппена в Формуле-1 и пропуске голландцем почти всей иерархии молодежных серий?

Рекомендованные статьи