С раритетным уклоном: как изменился за год чемпионат Беларуси по кольцевым гонкам?

Фото: Евгений Суховерх

То, что в Беларуси кольцевые гонки в принципе есть, читатели Авторевю уже знают. Равно как и то, что в последние годы проводятся они исключительно в России — за неимением подходящих трасс, а вернее, за полным их отсутствием, в самой Синеокой. Так, чемпионат Беларуси 2017 года, включавший в себя три этапа, целиком прошел на «Смоленском кольце».

Понятно и то, почему пелотон белорусского чемпионата состоит в основном из россиян. Если ралли в Беларуси — в виде чемпионата или кубка по ралли-спринту — все же проводятся, то в подготовке машин для «кольца» по описанным выше причинам смысл видят единицы. Из-за этого, к слову, белорусский кольцевой чемпионат периодически испытывал дефицит участников: в случаях, когда его этапы пересекались с этапами РСКГ или с другими серьезными соревнованиями, выбор российских пилотов был очевидным. Однако есть надежда, что эти проблемы останутся в прошлом.

Во-первых, в этом году пересечений календаря белорусского «кольца» с РСКГ нет. А во-вторых, в открытом национальном первенстве становится больше белорусов. Например, минчанин Владимир Горлач, распробовав в прошлом году российские серии RHHCC и REC, приобрел новенький Seat Leon. И первенствовал в минувшие выходные в Смоленске в обоих объединенных заездах классов Туринг Опен, Супер Продакшн, Лайт 1600 и Туринг Лайт 1600. Обладателем такой же техники стал его земляк Игорь Якубович — разве что у него Seat постарше, второго поколения, а не третьего, как у Горлача. Евгений Шальнев из Воронежа, присоединившийся к белорусам в воскресной гонке и также выступавший на Леоне, угнаться за минчанами не смог, финишировав в зачете Туринг Опен третьим.

Три остальных класса в этот раз состояли в основном из россиян с московской пропиской. К сожалению, Николай Виханский (Honda Civic) и Александр Гармаш, пересевший на Volkswagen Scirocco, пополнили собой пелотон (и класс Супер Продакшн) только в воскресенье. Зато Виханский сходу победил в нем. Ну а представителю категоии Лайт 1600 Ефиму Гантмахеру и его Ладе Калине NFR пришлось в тот день лишь условно бороться с орловцем Владимиром Череванем (Volkswagen Polo) из зачета Туринг Лайт 1600 — в субботу Ефим остался без прямого соперника в лице минчанина Артема Юденко, на Ситроене которого случилась фатальная поломка двигателя.

С моторами в этот раз вообще проблемы были у многих. Так, сломанный в субботней гонке классов Жигули 1600 и Жигули+ распредвал на ВАЗ-2107 Олега Трегубова не позволил столичному ветерану стартовать в воскресенье. Так что отношения в «плюсовом» классе выясняли победитель обоих заездов Евгений Трушин из Подольска, выступавший на ВАЗ-2101, и москвичи Иван Тараканов на «семерке» с Андреем Бойко на «копейке». А в Жигулях 1600 две победы оформил москвич Андрей Козлов на ВАЗ-2107, сражавшийся с минчанами Павлом Кадушкевичем (ВАЗ-2105) и Александром Юдиным (ВАЗ-2106), которые оба раза финишировали вторым и третьим соответственно.

Не обошлось без технических проблем и в заездах автомобилей с открытыми колесами, без которых белорусский кольцевой чемпионат скучал на протяжении четырех лет. И снова пелотон здесь проредила субботняя гонка, когда сошли Андрей Олейников из Москвы, выступавший на Формуле-Русь класса Формула 2000, и его земляк Александр Нестеров с минчанином Алексеем Кручининым на Эстониях-21 категории Формула-1600. Победа и в 1600-кубовом зачете, и в «абсолюте» досталась в тот день мастеру спорта международного класса, легенде российского Туринга Михаилу Ухову на Эстонии-25. А вот в воскресном заезде многоопытный москвич финишировал вторым, пропустив вперед куда более юного земляка Кирилла Будовского.

Ну и еще один приятный для чемпионата Беларуси по кольцевым гонкам момент — расширение географии: его второй этап пройдет 26-27 мая на «Нижегородском кольце». В Смоленске же в конце апреля гостило не только соседское первенство: там же состоялся дебют монокубка ShortCut на российских кит-карах, которые производит московская фирма DK Racing по мотивам легендарного спорткара Lotus 7.

Этот монокубок — в чистом виде принцип «побеждай в воскресенье (или, в данном случае, в субботу), продавай в понедельник». Ведь, чтобы продавать, нужно где-то побеждать, а в России выступать на машинах ShortCut в зачете до этого можно было только в гонках на выносливость Russian Endurance Challenge. Вот и решили в DK Racing сделать свою собственную моносерию, которая поможет продавать «шорткаты», а также станет учебной базой для курсантов фирменной гоночной академии производителя.

Этап в Смоленске был «нулевым» — пробным, а потому незачетным. Нужно было обкатать как саму идею, так и формат гонок, учитывая разный опыт и пожелания клиентов. В итоге решено было пойти на компромиссный вариант с пятнадцатиминутной квалификацией, двумя короткими хитами по пять кругов каждый и одной главной получасовой гонкой. В ней пилот получал основные зачетные очки, а бонусные баллы также начислялись за быстрейшие круги в хитах.

Ну и как же первый, то есть нулевой блин? Не комом, нет! Сходов, конечно, хватало и здесь — кто-то не добрался до финиша, а кто-то и до старта. Например, в главной гонке один участник остался без левого переднего колеса, а другой еще в тренировках сломал переднюю подвеску и повредил радиатор из-за ошибки на торможении перед первым поворотом и последовавшего за этим удара в отбойник.

Но все равно гонки «шорткатов» (что главная, что хиты), выглядели вполне серьезно и по-взрослому. Хватало и борьбы, причем происходила она в том числе и в группе лидеров. Впрочем, основной претендент на главный приз в финальном заезде все равно определился достаточно быстро. Ефим Гантмахер, о котором выше уже упоминалось, совместил одно приятное и полезное с другим. Он и стал первым победителем гонок на кит-карах ShortCut, заодно улучшив до 1.42,2 рекорд этих машин на «Смоленском кольце».

Следующий (а точнее, полноценный первый) этап монокубка состоится 2 июня на трассе Moscow Raceway и пройдет параллельно с «историческим» турниром Moscow Classic Grand Prix. Всего же этапов будет пять: после выступлений в Подмосковье участники отправятся в Санкт-Петербург, Казань и Нижний Новгород, а завершится сезон в октябре в Грозном, где спорткары ShortCut планируется выставить на старт длинной гонки Akhmat Race.

Рекомендованные статьи