Ретроновинки парада старой техники в Петербурге
В прошедшую субботу в Петербурге прошел традиционный ретропарад транспорта. Надо отдать должное организаторам и участникам — в этот раз он был еще представительнее, чем в прошлые годы. В пробеге по длинному маршруту от гостиницы Прибалтийская до Смольного, а затем до финиша на площадях Манежной и Белинского приняло участие 319 экипажей — по возрасту города. Конечно, большинство участников составляли легковушки, от старенькой «Эмки» до ЗИЛов-лимузинов. Однако и колонны коммерческого транспорта были внушительными, причем даже без иностранных участников.
А ведь реставраторам грузовиков и автобусов приходится гораздо тяжелее, чем любителям легковушек. Начиная с того, что такой транспорт был только государственным и потому безжалостно списывался в установленные сроки. Стало быть, и уцелело таких машин в разы меньше, чем легковых. Такая же история и с запчастями к ним: почти никто их не хранил в гаражах и сараях. Стоит грузовик, не говоря об автобусе, гораздо дороже, как и его ремонт и восстановление. С документами у машины полувековой давности тоже, как правило, все неладно — их надо восстанавливать. Содержание, налоги, топливо тоже гораздо дороже легковушки. Да и хранить экспонат в обычном гараже не выйдет: надо иметь подходящий сарай.
А уж заниматься восстановлением пассажирского транспорта еще тяжелее, а в одиночку — практически невозможно. Тем ценнее результаты тяжелой работы реставраторов — неспешно плывущие парадным строем аппараты.
Жемчужиной коллекции Горэлектротранса стал единственный на планете восстановленный троллейбус ЯТБ-2. «Мировая премьера» — так шутя говорили о нем реставраторы, когда троллейбус выезжал из парка. Этот аппарат представляет собой модернизированный вариант первой ярославской модели ЯТБ-1, уже восстановленной командой Алексея Гонтарева. Он выпускался на Ярославском заводе всего два года (с 1937-го по 1939-й), было изготовлено меньше ста пятидесяти штук.
Пять лет и уйма усилий потребовались, чтобы практически из ничего воссоздать троллейбус 1938 года выпуска. Хотя он и проходил капремонт, но это было в 1955 году — больше шестидесяти лет назад. А с тех пор он превратился в еле живой ржавый остов: неудивительно — при деревянном-то каркасе кузова, да еще в роли дачного сарая. Тем не менее при реставрации старались максимально сохранить исходные элементы, восстанавливали даже детали крепежа.
Не отстают от коллег и ребята из Ретробаса: на парад они выкатили свой последний проект — идеально восстановленный автобус ЗиС-155. Ситуация с ним примерно такая же, как и с троллейбусом, разве что изначально сохранился он чуточку лучше. Лишь потому, что был он не рейсовым, а технологическим (радиостанцией), а в перестройку его выкупил бывший водитель и бережно хранил четверть века. Потому удалось сохранить подлинность большей части элементов. Даже неродной двигатель удалось заменить оригинальным 95-сильным ЗиС-124.
Конечно, большинство экспонатов хорошо известны зрителям и нашим читателям — по перечисленным причинам. Мы писали и о КАвЗе-Фердинанде, желтом «луноходе», впервые засветившемся на пробеге грузовичке УралЗиС-355М… Постепенно расскажем подробно и о других машинах.
Некоторые машины в пробеге не участвовали, как этот подъемник на шасси чешской Шкоды 706 MTS
Обычно реставрации дожидаются лишь редкие или знаковые машины, вроде МАЗ-200 или пожарного Sides. Отрадно, что понемногу появляются и другие экспонаты. К примеру, вот советский источник бесконечных шуток, поздний тягач КАЗ-608В2 Колхида.
Для своего времени конструкция была вполне прогрессивной: бескапотная компоновка, откидывающаяся кабина. Агрегаты была позаимствованы у ЗиЛ-130, своими были рама и кабина. Правда, были у нее и конструктивные недостатки: слишком короткая база (2900 мм) и неправильно подобранные числа трансмиссии. А главное — очень низкое качество сборки, из-за чего советские шоферы Колхиду откровенно не любили. И в условиях дефицита запчастей очень часто эти тягачи становились донорами для ЗиЛов, из-за чего и дожили до наших дней единицы.
В статичной экспозиции к машинам даже подойти было проблемой: очередь в кабину КрАЗа
А самым впечатляющим грузовиком на параде оказался самосвал на шасси КрАЗа-«лаптежника». Совсем недавно, казалось бы, подобные «крокодилы» еще ползали по карьерам и стройкам, а нынче почти полностью исчезли.
Остается любоваться большинством подобных уникумов один раз в год, и то благодаря энтузиастам. Кстати, этот смотр отчасти продолжится: ориентировочно с 25 мая по 10 июня в Севкабеле пройдет выставка автомобилей соцстран, на которой будет представлена часть экспонатов пробега.
P.S. А ещё участие в параде впервые принял редактор рубрики "Грузовики и автобусы" Федор Лапшин, причем в качестве полноценного водителя: он рулил польским микроавтобусом Zuk 1991 года с пассажирами на борту, а до этого перегонял его из Ленинградской области и готовил к пробегу – разумеется, не без приключений! О них – в одном из ближайших выпусков рубрики.