Рекордная явка
BAIC U5 Plus, Forthing Yacht, Hongqi H9, FAW Bestune T55... Что связывает эти пока малоизвестные для нас и такие разные автомобили, кроме очевидного китайского происхождения? Все они участники очередного, уже четвертого рейтинг-теста Авторевю. Который оказался рекордным по явке: 45 машин на первом этапе! И вот вам сразу спойлер: в этом году победителем точно станет китайский автомобиль.
Помните анекдот, в котором один из застрявших в лифте с грустью произносит: «Однажды я просидел здесь целых три часа». На что бодро отзывается голос диспетчера в динамике: «Ну а сегодня вы сможете побить свой собственный рекорд!»
Лифт российского рынка застрял в 2022 году: менее 650 тысяч проданных новых автомобилей и 58% «отрицательного роста», всего 16 машин в рейтинг-тесте Авторевю. Антирекорд, как ни крути. Но починили быстро, пусть и «китайскими комплектующими», — пока что кабинка снова ползет вверх. По итогам девяти месяцев в России уже продано 717 тысяч новых автомобилей, а в наших судейских табличках почти полсотни строк. В следующем выпуске Авторевю жюри поделится своими оценками и мнениями, а пока вкратце напомним, что такое рейтинг-тест, и выясним, какие машины борются за победу в этом году.
Рейтинг-тест в разрезе
В рейтинг-тесте мы выбираем наш, авторевюшный автомобиль года. Скорее всего, он не будет самым популярным на рынке. Не ожидайте, что его цена понравится всем, а скорость на переставке побьет рекорды. Но он точно окажется наиболее сбалансированным по АР-меркам, ведь для «инаугурации» мы учитываем максимум объективных и субъективных (в нашем случае — экспертных) данных, полученных в ходе большой исследовательской и испытательской работы. От тестов головной оптики и оценки восприятия драйва до анализа статистики продаж и выведения так называемой справедливой цены на автомобиль. Пожалуй, это самый тщательный сравнительный анализ автомобилей разных классов в мире. Кроме того, это развитие наших собственных компетенций в испытаниях автомобилей и в журналистике, а для читателей — массив данных и интересные истории, которые традиционно выходят в январском спецвыпуске Авторевю и на сайте, а также в формате полнометражного видеофильма.
И во всем этом четвертый год подряд нам помогает постоянный партнер рейтинг-теста Авторевю — Авито Авто. Согласно исследованию компании Автостат, проведенному в 2022 году, Авито Авто — платформа №1 для покупки и продажи автомобилей (подробнее на www.autostat.ru).
К отбору претендентов мы подходим со всей серьезностью: никаких рестайлингов и фейслифтингов, а также машин-близнецов, различающихся шильдиками. Только новые легковые автомобили (категория транспортных средств М1), которые вышли на российский рынок с начала октября 2022 года по конец августа 2023-го (из-за сложных логистических задач в этом году мы сдвинули срок отбора на месяц, в последующем будем рассматривать претендентов с начала сентября по конец августа). Причем в зачете только те, которые появились в продаже у официальных дилеров.
Прошедшие сквозь такое сито автомобили оцениваются судейской коллегией. Это сотрудники Авторевю, а также приглашенные эксперты, в чьем непредвзятом мнении и независимости суждений мы уверены, как в себе.
Они проставляют баллы в четырех категориях: «дизайн», «технологии», «важность» и «желанность/доступность». Иначе говоря, хочу ли я владеть таким автомобилем и хватит ли у меня денег на его покупку? Причем для точности мы дробим «дизайн» на оценки за экстерьер и интерьер, а важность оцениваем раздельно на мировом и российском рынках. Как вы догадываетесь на примере Москвича 3, эти две «важности» могут кардинально различаться. Интересно, бросит ли обрусевший кроссовер перчатку другим автомобилям в финале рейтинг-теста?
Но для начала нужно еще попасть в десятку лидеров, которая формируется на основе судейских оценок, результатов продаж на российском рынке и бонусных очков за победы в сравнительных тестах Авторевю.
Баллы топ-десятки после первого, заочного, тура сгорают, ведь в реальности расклад между конкурсантами может оказаться совсем другим. А реальность у нас суровая! Сначала межклассовый сравнительный тест с замерами на полигоне, а после — пробег по регионам России, где не все так гладко в прямом смысле этого слова (мы до сих пор вспоминаем ямы Ивановской области из рейтинг-теста 2022 года). После всех ездовых испытаний судьи, которые участвовали в пробеге, расставляют оценки уже в «очных» номинациях: «драйв», «комфорт», «быт» и «эмоциональность». Но — самое главное! — они игнорируют цену автомобиля, чтобы быть точнее и беспристрастнее. Влияние цены — самый последний и значимый фактор, за это у нас отвечает специальный эквалайзер, учитывающий рублевый диапазон между конкурентами, реальную стоимость машин после дилерских накруток и взаимоотношения цен и баллов. Именно сухой расчет в конечном итоге и определяет победителя. Который, к слову, может и не быть лидером на полигоне, да и у судей (как было со Шкодой Karoq в 2020-м и с Октавией в 2021-м). Либо, наоборот, расположиться на первых строчках во всех этапах, чем отличился Nissan Pathfinder в 2022 году.
Номинанты-2023
Итак, 44 автомобиля из КНР и Москвич 3, который, как мы все знаем, де-факто является китайским кроссовером JAC JS4 с невысокой долей российской локализации. Что интересно, все новинки обеспечили 22 отдельных бренда (с учетом суббрендов головных компаний). Вот это китайская экспансия! Хотя мы-то помним, что в рейтинг-тесте 2021 года при меньшем количестве новых автомобилей было еще более широкое брендовое разнообразие: 27 марок.
Для удобства вашего восприятия мы разделили автомобили на шесть групп. «Кроссоверы», «внедорожники», «объединенные седаны-лифтбеки-хэтчбеки», а также «пикапы и минивэны с двигателями внутреннего сгорания» — это четыре класса. Плюс две группы альтернативщиков — «электромобили» и «гибриды». Последние не стали сплачивать, потому что 2023 год на российском автомобильном рынке запомнится в том числе повышенным интересом к гибридным версиям. Давайте с них и начнем.
Гибриды (от 4 млн рублей)
Сразу скажем, что жюри не оценивает отдельно модификации одного и того же автомобиля. И если у бензиновой версии есть еще и альтернатива в виде электрической модификации или у электрической — в виде гибридной, то в нашем расчете участвуют сразу обе. Типичный пример — кроссовер Skywell в модификациях ET5 (электрическая) и HT-i (гибридная). По тому же принципу в «гибридах» и «электричках» одновременно у нас оказались кроссовер Voyah Free и минивэн Voyah Dream.
Итого три гибрида.
Skywell ET5 (72 кВт∙ч, 204 л.с.), от 4,18 млн рублей, и Skywell HT-i (ДВС 103 л.с. + электромотор 177 л.с.), от 3,99 млн рублей
Voyah Free EV (106 кВт∙ч, 489 л.с.), от 9,39 млн рублей, и Voyah Free EVR (ДВС + электромотор, 489 или 693 л.с.), от 7,99 млн рублей
Voyah Dream EV (108,7 кВт∙ч, 435 л.с.), от 11,3 млн рублей, и Voyah Dream PHEV (ДВС + электромотор, 435 л.с.), от 10,3 млн рублей
Электромобили (от 3 млн рублей)
Безальтернативных электромобилей в этом году пять. Трио Эволютов (седан i-Pro, компактные кроссоверы i-Joy и i-Sky), крупный седан Voyah Passion и большой электрокроссовер Hongqi E-HS9. Но на самом деле выбор новых официальных «электричек» в России нынче шире: это не только кроссовер и минивэн компании Voyah по цене 9—13 млн рублей, но и Москвич Зе (от 3,95 млн рублей).
Evolute i-Pro (53 кВт∙ч, 150 л.с.), от 2,99 млн рублей
Evolute i-Joy (53 кВт∙ч, 163 л.с.), от 3,49 млн рублей
Evolute i-Sky (85,9 кВт∙ч, 204 л.с.), от 4,62 млн рублей
Voyah Passion (82,1 или 108,7 кВт∙ч, 510 л.с.), от 8,49 млн рублей
Hongqi E-HS9 (99 кВт∙ч, 551 л.с.), от 8,6 млн рублей
Москвич 3 (150 л.с.), от 2,2 млн рублей, и Москвич 3е (65,5 кВт∙ч, 193 л.с.), от 3,95 млн рублей
Кроссоверы (от 2,2 млн рублей)
Не нужно быть семи автомобильных пядей во лбу, чтобы догадаться: большинство новинок на официальном автомобильном рынке России в 2023 году — кроссоверы с привычными двигателями внутреннего сгорания. Целых 19 моделей! Хотя, если копнуть глубже, среди них мы найдем немало автомобилей с одинаковыми силовыми агрегатами и платформами.
BAIC X35 (136 л.с.), от 2,2 млн рублей
Changan CS55 Plus (181 л.с.), от 2,58 млн рублей
Changan CS75 Plus (167 л.с.), от 2,79 млн рублей
Changan Uni-T (167 л.с.), от 2,87 млн рублей
FAW Bestune T55 (160 л.с.), от 2,41 млн рублей
Forthing T5 Evo (197 л.с.), от 2,96 млн рублей
Jetour Dashing (147 или 190 л.с.), от 2,44 млн рублей
Omoda C5 (147 или 150 л.с.), от 2,68 млн рублей
JAC JS6 (174 л.с.), от 2,93 млн рублей
Haval M6 (143 л.с.), от 2,18 млн рублей
Самые компактные — это BAIC X35, Москвич 3, Changan CS55 Plus со стартовыми ценами в диапазоне 2,2—2,6 млн рублей. Чуть крупнее — Changan CS75 Plus, а «молодежнее» — Changan Uni-T. Рядом вьется стайка других кроссоверов: FAW Bestune T55, Forthing T5 Evo, Jetour Dashing. С их конкурентами, кроссоверами Omoda C5 и JAC JS6, мы уже знакомы. А вот относительно доступную и простую модель Haval M6 (от 2,18 млн рублей) пока распробовать не удалось. Как думаете, пробьется в десятку?
Changan CS85 (224 л.с.), от 3,71 млн рублей
Changan CS95 (220 л.с.), от 4,15 млн рублей
FAW Bestune T99 (218 л.с.), от 3,07 млн рублей
Jetour X90 Plus (190 или 245 л.с.), от 3,35 млн рублей
Exeed RX (249 л.с.), от 5,45 млн рублей
Geely Monjaro (238 л.с.), от 4,52 млн рублей
GAC GS8 (248 л.с.), от 3,5 млн рублей
Hongqi HS5 (224 л.с.), от 4,2 млн рублей
В этом году у нас большая подгруппа достаточно крупных и дорогих кроссоверов, среди которых — опять же! — сразу несколько автомобилей марки Changan: исключительно переднеприводный купеобразный CS85 и семиместный полноприводный CS95. Последний, а также FAW Bestune T99, Jetour X90 Plus и Exeed RX были героями недавних выпусков Авторевю. Конкуренция здесь высокая благодаря завоевавшему популярность Geely Monjaro, а сейчас усилится еще больше за счет выхода на рынок семиместного кроссовера GAC GS8 второго поколения и «краснознаменного» Hongqi HS5.
Внедорожники (от 4,1 млн рублей)
Удивительное рядом: вопреки (или благодаря?) засилью типичных кроссоверов в этом году мы получили сразу три полноценных рамных внедорожника, причем два из них являются прямыми конкурентами.
BAIC BJ40 (218 л.с.), от 4,35 млн рублей
Наиболее простой — BAIC BJ40 (от 4,35 млн рублей), так похожий на Jeep Wrangler. Трансмиссия — part-time с жестко подключаемым передним приводом и понижающей передачей. А еще BJ40 оказался единственным в нашем зачете кабриолетом, ведь у него снимается пластиковая крыша!
Tank 300 (220 л.с.), от 4,1 млн рублей
Потолок у его оппонента, внедорожника Tank 300 (от 4,1 млн), классический «стационарный», а вот выбор трансмиссий разнообразнее. Есть вариация с тем же типом part-time, а недавно появилась модификация с трансмиссией по схеме Torque-On-Demand, когда передняя ось подключается многодисковой муфтой с помощью электроники. Эти автомобили мы еще столкнем лбами в классическом сравнительном тесте Авторевю — не пропустите!
Tank 500 (299 л.с.), от 6,3 млн рублей
А третий кандидат в группе — Tank 500 с муфтой, жесткими блокировками и несколькими электронными режимами. Он дороже (от 6,3 млн рублей) и лощенее, но тоже способен на внедорожные вылазки. Окажется в финальной десятке — обязательно еще раз проверим.
Седаны, лифтбеки и хэтчбек (от 1,7 млн рублей)
Тем, кто жаловался на засилье кроссоверов в России, пора пересмотреть свои взгляды: вместе с электромобилями Evolute i-Pro и Voyah Passion в этом году набралось аж 14 моделей в «легковых» кузовах. Универсалов, правда, по-прежнему нет.
BAIC U5 Plus (105 л.с.), от 2,05 млн рублей
Changan Alsvin (98 л.с.), от 1,7 млн рублей
Livan X3 Pro (103 л.с.), от 1,88 млн рублей
Kaiyi E5 (147 л.с.), от 2,19 млн рублей
Changan Eado Plus (155 л.с.), от 2,3 млн рублей
Omoda S5 (113, 147 или 150 л.с.), от 2,32 млн рублей
Самые доступные — седаны BAIC U5 Plus и Changan Alsvin плюс кросс-хэтчбек Livan X3 Pro (эти машины можно купить за 1,7—2,1 млн рублей). Остальные подороже: за китайско-калининградский седанчик Kaiyi E5, экспортируемые Changan Eado Plus и Omoda S5 придется выложить не меньше 2,2 млн рублей, а скорее всего, и больше.
Chery Arrizo 8 (186 л.с.), от 3,56 млн рублей
Dongfeng Aeolus Shine Max (190 л.с.), от 2,99 млн рублей
Changan Uni-V (181 л.с.), от 2,86 млн рублей
FAW Bestune B70 (160 или 217 л.с.), от 2,45 млн рублей
Класс D+ представлен седанами Chery Arrizo 8 и Dongfeng Aeolus Shine Max: готовьте не менее 3 млн рублей. Конкурентами этих седанов можно считать и два лифтбека — Changan Uni-V (от 2,86 млн) и FAW Bestune B70 (от 2,45 млн).
Hongqi H5 (218 л.с.), от 4,8 млн рублей
Hongqi H9 (245 л.с.), от 7,7 млн рублей
В другой лиге — бизнес-седан Hongqi H5 (от 4,8 млн рублей) и заднеприводный представительский Hongqi H9 (от 7,7 млн рублей).
Пикапы и минивэны (от 3,2 млн рублей)
По опыту прошлых рейтинг-тестов пикапы никак не могут пробиться в финальную десятку рейтинг-теста. Может, получится на этот раз? Честь форм-фактора отстаивают Changan Hunter Plus (от 3,43 млн рублей) и GWM Poer KingKong (от 3,2 млн рублей).
Changan Hunter Plus (226 л.с.), от 3,43 млн рублей
GWM Poer KingKong (150 или 190 л.с.), от 3,2 млн рублей
Forthing Yacht (197 л.с.), от 4,19 млн рублей
Voyah Dream EV (108,7 кВт∙ч, 435 л.с.), от 11,3 млн рублей, и Voyah Dream PHEV (ДВС + электромотор, 435 л.с.), от 10,3 млн рублей
А вот с вэнами у нас история более многообещающая: два года назад рейтинг-тест чуть не выиграл Kia Carnival, а в прошлом году ставки на Hyundai Staria, наоборот, не оправдались. Сейчас с другими автомобилями поборется вэн Yaсht (4,2 млн рублей) марки Forthing — это одно из подразделений концерна Dongfeng. Ну и Voyah Dream в гибридной и электрической модификациях.
Или мы обойдемся в финале только автомобилями с классическими ДВС? Лифт вызван, ждать осталось недолго.
Завоевание китайскими брендами российского рынка новых автомобилей хорошо отражено и в статистике Авито Авто. Так, количество предложений в сентябре 2023 года выросло на 536% относительно того же месяца прошлого года, а спрос вырос на 508%. Если в сентябре 2022-го доля китайских моделей в структуре спроса на новые автомобили составляла только 16,2%, то спустя год она выросла до 44,4%. Средняя цена на новый китайский автомобиль — 3005000 рублей.
Китайские марки заняли сразу три позиции в топ-5 самых популярных брендов на платформе Авито Авто. Лидирует традиционно Лада, на которую в сентябре пришлось 32% спроса (средняя цена — 935000 рублей). На второй строчке расположился Changan (6,8%, 2840000 рублей) — спрос на эти автомобили за год вырос в девять раз! Третье место занял Haval (6,5%, 2599000 рублей), спрос на эти машины вырос на 280%, а следом идут Kia (4,3%, 3643000 рублей) и Geely (4,3%, 4230000 рублей).
По данным исследования, проведенного Авито Авто в июле 2023 года, чаще всего покупатели рассматривают новые китайские автомобили как альтернативу подержанным японским и корейским машинам. Например, покупатели новых моделей Haval также интересовались моделями Toyota RAV4, Kia K5 и Mitsubishi Outlander с пробегом. А клиенты, выбирающие новые Geely, готовы рассмотреть подержанные автомобили Toyota Camry, Toyota Land Cruiser и Hyundai Elantra.