Кто победил?
Три финальные недели рейтинг-теста пролетели, как шанхайский маглев, — пора возвращать автомобили хозяевам. Дребезжащая сдвижная дверь не будет мешать Старии участвовать в поисковых операциях ЛизыАлерт, Sportage вернется к частным подмосковным разъездам, а пресс-парковые машины отправятся на блогерские смузи-тесты. Кроме Ниссана. Который был — и вот его уже нет с нами. И не беда, скажете вы, ведь самому дорогому автомобилю среди финалистов не суждено выиграть рейтинг-тест Авторевю.
Или?..
Pathfinder, согласно правилам рейтинг-теста, получил бонусные 40 баллов за победу на полигоне, но и без них бы выиграл «судейский» приз. Посмотрите на график ниже: Nissan оторвался от ближайшего преследователя Exeed VX на целых 45 баллов. А Dargo, который у судей на третьем месте, отстал на 51 балл. На четвертом — минус 52 балла — Isuzu MU-X. Однако это до ценовой эквализации. А ведь в прошлом году именно 52 балла отделяли Mercedes S-класса от Октавии. Но потом мы подсчитали соотношение цен и качеств — и Skoda вырвалась в лидеры.
Что будет теперь?
Интересно, что Nissan победил только в двух категориях — «драйв» и «комфорт». С выставлением баллов в этих разрядах все просто, но мы все равно напомним: «драйв» оценивается судьями с точки зрения динамики и управляемости автомобиля, а «комфорт» — это в первую очередь плавность хода и уровень шума.
Первенство в «быту» за небольшим преимуществом у Isuzu — 60 баллов против 58 у Ниссана. В этой категории жюри оценивает приспособленность автомобиля к ежедневной эксплуатации, но в этом рейтинг-тесте при оценке «быта» судьям было рекомендовано обращать особое внимание на, так сказать, реалистичность послепродажного обслуживания.
Самое любопытное, что победителем в категории «эмоциональность» («будоражит автомобиль или нет, хотелось бы на нем ездить?») стал… да-да, «китаец» Haval Dargo. Опередив Pathfinder всего на один балл. Первый звоночек?
Андердог теста по баллам жюри — Exeed LX. Staria обогнала его на весомые 39 баллов, но это лишь предпоследнее место! Может, дело в простой комплектации Lifestyle, «второй снизу»? Но уже после экспедиции мы прикинули теоретические преимущества Hyundai в самой богатой версии Premium — и поняли, что расклад существенно не поменялся бы.
Changan Uni-K — последний автомобиль в компании аутсайдеров, который не смог пересечь черту в 200 баллов.
А Kia Sportage и Exeed VX — этакие середнячки. Но вы же помните, что такие тихони и выигрывают рейтинг-тесты? Причем VX вообще на втором месте у судей. Только дороговат. Или по нынешним временам уже нормально?
Итак, беремся за ценовой эквалайзер!
Узнавать цену конкретных автомобилей-финалистов в нынешнем хаосе было бессмысленно, поэтому мы сразу начали собирать коммерческие предложения (КП) у дилеров. Причем без учета трейдина или кредитных программ — берем за наличные, здесь и сейчас. Как и в прошлый раз, обзванивали мы не только московских продавцов, но и региональных — в этот раз ивановских и ярославских. А еще нам помог сайт Авито Авто — например, ценник на Pathfinder был сформирован как среднее по трем реальным предложениям восьмиместных машин в комплектации Top, уже находящихся в России. И вышло… 8628300 рублей.
Ого!
Впрочем, примерно столько же Nissan стоил во время прошлогодней весенней «примерки». А если учесть, что рамный Isuzu стоит шесть миллионов… И оцените дилерские накрутки на Changan: вместо 3,6 млн рекомендованной розничной цены (РРЦ) нам предложили купить Uni-K на миллион дороже! Правда, перед Новым годом некоторые дилеры сделали спецпредложение — в плюсе всего-то полмиллиона. Поэтому мы сочли справедливо-актуальной цену 4,35 млн.
Двухлитровый полноприводный Kia Sportage в комплектации Style из нашего теста был куплен за 4,07 млн рублей, но предновогодние КП увеличили ценник до 4131725 рублей. C Hyundai же получилось забавно: «живую» машину в нашей комплектации Lifestyle мы нашли за 6,5 млн рублей в Иванове, при этом в столице и Prestige, и High-Tech были дешевле. А вот простых версий — не сыскать. В итоге — «средние» 5,55 млн рублей за минивэн.
Чем порадуют оставшиеся «китайцы»? Не только соблюдением РРЦ, но и, представьте себе, скидками! В частности, Exeed LX в некоторых салонах нам практически сразу предлагали почти на 200 тысяч рублей ниже РРЦ (итого средние 3,105 млн). Exeed VX President Limited Edition пошел в зачет по РРЦ (5,2 млн рублей), как и Haval Dargo в топ-версии Tech Plus. Причем дилеров марки Haval можно было уговорить на небольшую скидку, но мы решили сохранить РРЦ, исключив доплату за оранжевый цвет 30 тысяч рублей, — итого 3,549 млн.
И вот теперь можно дергать за ползунки эквалайзера.
С прошлого года для определения победителя мы используем не линейный, а более точный, экспоненциальный метод. Смысл в том, что каждый последующий балл в оценке жюри получается дороже предыдущего. Самая простая аналогия: копеечные предохранители есть в каждой машине, а вот за кожаный салон, полный привод, ассистенты превентивной безопасности надо доплачивать все больше и больше. Вот вам инженерная аналогия: обратная связь на рулях Ниссана и старшего Иксида «стоит» по-разному потому, что ниссановцы не просто потратили больше человеко-часов на настройку электроусилителя, но и добились лучшего результата. Мастерство не пропьешь? Так хотя бы оценишь.
Итак, мы строим график зависимости цены от количества полученных баллов с двумя параметрами: «базовая стоимость балла» и «уровень кривизны графика» (отставить смешки, «кривизна» — математический термин!). По этой экспоненциальной функции вычисляем так называемую расчетную цену, исходя из полученных баллов после испытаний, согласно формуле:
РЦ (расчетная цена) = БСБ (базовая стоимость балла) х ЧБ (число баллов) х КК (коэффициент кривизны).
Базовая стоимость балла рассчитывается таким образом, чтобы сумма расчетных цен всех участников рейтинг-теста равнялась сумме их фактических цен. Иначе говоря, мы действуем по принципу «сколько у одних отняли — столько другим прибавили». А коэффициент кривизны показывает, что стоимость балла растет сначала очень медленными темпами, а затем все быстрее и быстрее. И до определенной точки этот прирост меньше «базовой стоимости балла», а после нее — больше. Сама точка — среднее число баллов по всем претендентам (в этом году 214).
Расчетные цены на автомобили по этой формуле всегда выше реальных и выступают показателем «внутренней ценности» автомобиля для владельца в зависимости от потребительских качеств. А теперь берем их — и сравниваем с реальными. Победит более «профицитный» автомобиль — то есть тот, у которого в процентах больше превышение расчетной цены над фактической. Иначе говоря, лучше та машина, которая в реальности стоит дешевле, чем должна была бы с учетом своих потребительских качеств по сравнению с другими финалистами.
Прикидываем, и… Победитель рейтинг-теста Авторевю 2022 года — он, Nissan Pathfinder! Несмотря на самую высокую цену. Ведь его «профицит» — 58%, а ближайший преследователь Haval Dargo дает «лишь» 48%.
Что будет теперь?
Случилось то, чего мы ждали, но даже не надеялись увидеть в ближайшем будущем. Впервые за три года проведения рейтинг-тестов мы получили автомобиль, который лидировал на каждом километре очного тура! И победил, несмотря на дороговизну.
Да, Nissan ушел с нашего рынка, но аннулировать его результат мы и не думали — Pathfinder все-таки успел поприсутствовать официально в 2022 году. Ускользающая красота «белого» рынка, остатки былой роскоши. Что дальше? Мы упорные — да, выбор скуден, но рейтинг-тест в 2023 году мы намерены провести, как и прежде. Тем более что шесть новинок уже есть, ожидаем и пополнения. Увы, скорее всего, исключительно китайского. Но это на обычные тесты мы берем и «параллельные» машины, а вот рейтинг-тест у нас бел, как новогодний снег: с самого начала мы фиксировали именно «официальные» новинки, ратовали за развитие цивилизованного рынка и хотели записывать автомобильную историю без прикрас. На этом и будем стоять. Чтобы лет через семь вспомнить о шкодовском всплеске, ниссановском надломе, а затем — например, о китайском прорыве, иранском провале или, чем черт не шутит, торжестве отечественного автопрома. Лет этак через десять. Загадаем на китайский Новый год — вдруг сбудется?