Мама-шаттл.RU — тест-драйв «максивэна» Chrysler Pacifica накануне запуска в России
Угадайте, какое внутреннее обозначение носит модель Pacifica в документации компании Chrysler? Не поверите — RU. Правда, тут нет никаких тайных смыслов, просто с начала 2000-х в обозначениях платформ всех крайслеровских минивэнов фигурирует литера R: до 2007 года выпускалась серия RS, затем — RT, а в январе 2016-го дебютировал однообъемник серии RU, новая Pacifica. Ждать, что она когда-нибудь появится в России на тот момент было как минимум наивно (Chrysler за 2015 год продал в РФ только 43 машины), но к началу лета-2017 в базе Росстандарта все-таки отыскался свеженький сертификат ОТТС на «русифицированную» Пасифику. Ребятам из редакции Авторевю в Москве шепнули, что минивэн может пойти в продажу уже к началу зимы, ну а мне как единственному русскому автожурналисту с американской пропиской оставалось только двинуть в сторону ближайшего дилера и записаться на тест-драйв.
Говорим Chrysler — подразумеваем минивэн. Несмотря на все те силы и средства, которые концерн FCA угрохал на попытки напомнить о себе в приличном обществе компактных и среднеразмерных седанов, его там никто особенно вспоминать не хотел. Chrysler 200 и Dodge Dart провалились так мощно, что дешевле было снять их с производства, чем дожидаться какой-либо отдачи. В итоге сейчас у бренда Chrysler в линейке остались только две модели, а в совокупном с маркой Dodge объеме продаж 54% приходится на разнообразные однообъемники.
При этом полтора года назад в Детройте, где дебютировала Pacifica, крайслеровцы во все стороны посылали сигналы, в которых было закодировано примерно следующее: «забудьте про Town&Country, Voyager и даже про Caravan, теперь мы делаем совсем другие автомобили». Хотя на самом деле Пасификой заменили только Town&Country, а Dodge Grand Caravan до сих пор в деле и сдаваться не планирует. Но истинный смысл тут в том, что Chrysler сейчас делает все, чтобы расстаться с имиджем строителя прозаических минивэнов, которые он же и придумал тридцать с лишним лет назад. Однако расставаться с самими минивэнами при этом вовсе не собирается.
Chrysler штампует минивэны с 1983 года и пользуется славой изобретателя этого жанра, потому что первый Plymouth Voyager (на фото — евроверсия под маркой Chrysler) на несколько месяцев опередил Renault Espace. Ли Якокка и Хэл Сперлих начали разработку машины еще в компании Ford в середине 70-х. Самое удивительное, что Chrysler c тех пор заменил не так уж много слагаемых в этой концепции. Имидж, компоновку и даже зависимую подвеску задних колес Town&Country серии RT сохранял и в 2016 году
Вообще-то, начать стоит с того, что само слово «минивэн» в американской повестке звучит неуклюже, это вот в Старом Свете — там, да, большинство вэнов формата «мини». Будь вы какой-нибудь отчаянно плодовитый француз, немец или итальянец, я готов был бы поспорить, что вы все еще водите свой старый Touran, С-Max, Scenic или С4 Picasso, — а в самом тяжком случае, может быть, даже Galaxy или Sharan. Однако если бы вы задумали, как я, перебраться в Штаты и отправились бы подыскивать автомобиль на замену, то быстро обнаружили бы, что под видом минивэнов вам здесь пытаются втюхать машины таких размеров, что те запросто могут служить на регулярных автобусных линиях где-нибудь в Тулузе, Вероне или Манчестере. Больше пяти метров в длину, восемь мест, здоровенный багажник даже позади третьего ряда — и мотор V6
Это не мини-, это — максивэны.
Особенно популярны сейчас Toyota Sienna, Honda Odyssey и Kia Sedona. Но если вы подумали, будто почтенные крайслеровские вэны стремительно выходят из моды и теряют паству, то наверняка сильно удивитесь, узнав, что Dodge Grand Caravan, которому будущей зимой исполнится 11 лет, в 2017 году снова стал MPV №1 всей Америки!
Угадаете, кто №2? Новая Pacifica.
Постойте-ка, скажете вы, зачем же тогда Chrysler затеял всю эту рокировку? Зачем отпевал Town&Country (а он, судя по всему, и сейчас мог быть так же популярен, как Grand Caravan)? Зачем тратил миллионы на запуск нового вэна, который пока не смог даже догнать прародителя-ветерана? Попробую объяснить, но прежде нужно сделать еще одно отступление.
Кто-нибудь смотрел фильм «Футбольная мама» 2008 года? Если нет, то и не спешите: все, что вам нужно знать, лишь сам термин «soccer mom», который лет двадцать назад появился в профессиональном жаргоне американских социологов, приклеившись к домохозяйкам среднего класса и среднего же возраста. Только не вздумайте использовать его в качестве комплимента. Связь с футболом, да и вообще со спортивным образом жизни тут только в том, что эти леди, как правило, сосредоточены на хлопотах по апгрейду собственных детей и большую часть времени заняты доставкой отпрысков из дома в школу, из школы на внеклассные занятия, с занятий на тренировку — и снова домой.
Нужно ли говорить, что киношная «футбомама» водила Dodge Caravan и что Chrysler солидно вложился в этот ненавязчивый пиар? И нужно ли напоминать, что в 2009 и 2010 годах Caravan пережил свой самый драматичный спад популярности? Прямая взаимосвязь двух этих явлений не доказана, ибо как раз тогда в дела всех автопроизводителей вмешался глобальный финансовый кризис. Но совершенно точно другое: типичная «soccer mom» в массовом сознании, помимо минивэна, обладает еще и такими обязательными атрибутами, как аврал, цейтнот, перфекционизм, гиперопека, усталость, стресс, невроз — ну и так далее. Словом, эпичное вышло попадание в целевую аудиторию.
При желании эту историю вполне можно считать объяснением того, почему примерно с конца прошлого десятилетия минивэны начали проигрывать конкуренцию кроссоверам — прежде всего у женской аудитории. Кто захочет узнать себя в таком типаже?
Но как бы модно ни выглядели паркетники и внедорожники, вместить все «футбомамовское» хозяйство им часто не под силу. Именно поэтому минивэны до сих пор живы, хотя и мутируют. Посмотрите на новые Renault Espace, Peugeot 5008 или Mitsubishi Xpander — они хотят выглядеть как кроссоверы. Правда, в Америке с такими вещами начали экспериментировать еще десять лет назад, когда вышли восьмиместные Buick Enclave, Chevrolet Traverse и Ford Flex. Концерн Chrysler в тех опытах участвовал скромно — вспоминается только Dodge Journey, — но лишь оттого, что уже имел в багаже безрадостный опыт продвижения моделей Pacifica и Mercedes-Benz R-класса, которые одновременно пытались быть и минивэном, и кроссовером, но в итоге не стали ни тем, ни другим.
Именно поэтому Pacificа-2016 создавалась по иному рецепту.
Кому поручить разработку автомобиля, на который захотели бы пересесть современные «футбомамы»? Конечно самим мамам. Директором по планированию проекта Pacifica стала Джилл Кэтик, главным инженером — Джессика Лафонд, интерьер оформляла Винни Чэнг, а за внешность отвечала Ирина Заватски, в прошлом, между прочим, наша с вами соотечественница.
Винни Чэнг родилась в Гонконге, но переехала в США когда ей было семь лет. Как она сама признавалась в одном из интервью, Chrysler Town&Country был первым автомобилем, который ее родители купили в новой стране. В интерьер Пасифики Винни, по ее словам постаралась привнести больше комфорта и роскоши
Ира Завацкая родилась в советском Душанбе, но уехала с родителями из Таджикистана в 1994 году, когда ей было всего 15 лет. В автомобили она влюбилась благодаря старшему брату, который увлекался сборкой масштабных моделей, затем сама выучилась на дизайнера в кливлендском Институте искусств и получила практику в концерне General Motors. А с 2005 года перешла в Chrysler и занимает должность ведущего дизайнера в мичиганской студии.
Покорить женское сердце помогают щедрость, ум и чувство юмора, но если речь об автомобиле, то достаточно просто красиво выглядеть. Команда Ирины Заватски взяла за основу стиль седана Chrysler 200 — похоже, единственное ценное наследие, которое этот автомобиль оставил после себя. Впрочем, минивэн с «двухсоткой» роднит еще и платформа Compact US Wide (CUSW), но по размерам и агрегатам Pacifica все-таки ближе к другому соплатформеннику — кроссоверу Jeep Cherokee.
Удивительно, что Pacifica при этом не косит под паркетник, а остается минивэном. Более того — это самый крупный минивэн в когорте американских «мамовозов». По сравнению с Караваном Chrysler растянул колесную базу еще на 11 мм (до 3089 мм), нарастил длину (до 5171 мм), а также ширину и высоту, поэтому, согласно всем представлениям об автомобильной архитектуре, Pacifica должна быть похожа на автобус еще больше, чем кто-либо из конкурентов. Но на деле все ровно наоборот.
Длинный нос и отрицательный наклон задней стойки крыши скрывают габариты. А главное — внутри чувствуешь себя почти как в бизнес-шаттле. Так получилось, что я оказался за рулем Пасифики спустя всего пару недель после того, как сам примерил на себя роль... Окей, пусть не «футбомама», но «soccer dad» из меня точно получился не самый худший. Мне нужно было отвезти детскую футбольную команду, за которую играет мой сын, на стадион, где мы смотрели матч клубов местной региональной лиги. Транспортом как раз выступала главная соперница Пасифики — Toyota Sienna.
Так вот, первое, что бросается в глаза, когда садишься в Chrysler, — это заметно более дорогой интерьер в сравнении даже с небедной Тойотой. Разумеется, минивэны, как и пикапы, нечасто балуют пассажиров дорогой отделкой, здесь не стоит искать тончайшей кожи, сдобного пластика или полированного дерева, потому что под слоями грязи, раскрошенного печенья и засохшей газировки все эти материалы мало чем отличаются от кирзового пластика. Pacifica в этом плане тоже не сокровищница интерьерного искусства, особенно в самых простых комплектациях, однако я взял на тест-драйв небедную версию Limited за 43 тысячи долларов, и здесь уже даже можно уловить нотки «премиума».
Контрастный интерьер выглядит дорого, а компоновкой передней панели Pacifica больше напоминает легковушку
Двуцветная передняя панель с плавными обводами и хорошим пластиком создает ощущение «европейской школы», которого часто не хватает американским автомобилям. Интерьер смотрится слитно и совсем не утилитарно. А знаете, какая деталь, на мой взгляд, цементирует это ощущение? Круглый селектор «автомата»!
Справа от селектора «автомата» — блок управления «климатом», он организован логично. А вот кнопки между двумя крутилками стереосистемы отвечают не за музыку, а за разные системы помощи водителю
Да, та самая шайба, которая чаще всего нелепо смотрится на внедорожниках и легковушках, здесь пришлась как нельзя кстати. Она вынесена на нижнюю часть центральной панели, «металлизирована» и выглядит почти как ручка регулировки громкости. Сама по себе шайба не стала от этого лучше или хуже, однако по сравнению с кондовыми кочергами, которые торчат из передней панели в Додже, Тойоте или Хонде, это совсем другой уровень уюта. Вокруг водителя нет больше ни одной детали, которая намекала бы на сходство с школьным автобусом.
Приборы Pacifica получила от седана Chrysler 200, шкалы и экран трип-компьютера читаются неплохо, несмотря на подсветку, цвет которой поменять невозможно
Стрелки приборов в покое смотрят отвесно вниз (вспоминаем, что на родственной платформе Fiat делает и хэтч Alfa Romeo Giulietta). Но только зачем Chrysler оформляет приборы синей подсветкой? Более того — здесь и цветность интерфейса системы UConnect на центральном мониторе тоже «завалена» в голубизну. Смысл этого для меня загадка, но, видимо, на то я и папа, а не мама.
Система Uconnect, помимо прочего, позволяет в режиме онлайн следить за погодой и ценами на топливо
Сам центральный дисплей хорош в богатых версиях, где диагональ составляет 8,4 дюйма, но в демократичных комплектациях базовый экранчик размером всего пять дюймов — меньше, чем у шестого айфона.
По кнопкам на спицах руля Pacifica унифицирована с такими автомобилями, как Jeep Cherokee и Fiat Tipo
Поворчу еще про кнопки на руле: они из качественного пластика и приятны на ощупь, но вот точности при нажатиях им не хватает — не сразу понимаешь продавилась кнопка или нет. Ну и традиционно для «американцев» здесь применена система слепых кнопок: управление громкостью, настройками радио и сменой треков расположено на «темной стороне» руля.
Между кресел первого ряда просто океан свободного места. В нем уживаются выдвижной ящик (он встроен в центральную консоль, словно в комод), слот проигрывателя Blueray-дисков, напольный «тазик» с 12-вольтовой розеткой и портом USB, блок с подстаканниками и еще один бокс под шторкой. Правда, все это детский лепет по сравнению с тем, как организовано пространство на втором и на третьем рядах.
Оговорюсь сразу: у меня была Pacifica с восьмиместным салоном — это опция, но будь моя воля, я не стал бы тратить на нее 495 долларов. За эти деньги вы получите узенькое кресло между двумя сиденьями второго ряда, которое не расширит, а, на мой взгляд, наоборот, сузит простор для трансформации салона. Дело в том, что базовая конфигурация — это 2+2+3, причем сзади действительно полноценный диван на троих взрослых. Попасть туда можно, либо подвинув одно из кресел второго ряда, либо юркнув между ними, — это можно сделать даже в движении. Но на моей-то Пасифике между креслами — тот самый «стульчик» восьмого пассажира за 500 баксов, и, как оказалось, это единственное кресло пассажирского салона, которое нельзя сложить в пол.
Трансформацию облегчает кнопка автоматического сдвигания передних сидений вперед. При повторном нажатии кресла вернутся в первоначальное положение. Боковая дверь, разумеется, тоже с сервоприводом, который реагирует на взмах ноги под порогом
Вообще, система Stow'n'Go, которая появилась еще на прежней модели Town&Country, почти гениальна. Во-первых, больше не нужно вытаскивать детское кресло со второго ряда, чтобы пропустить седока на третий ряд: сиденье целиком как бы кивает вперед, не изменяя положения спинки относительно подушки.
А во-вторых... Хочешь багажник на два с половиной кубометра с ровным полом? Дерни за ремешок — и кресла второго ряда буквально свернутся калачиком, а потом нырнут в глубокие подпольные ниши и накроются ровным горизонтальным настилом! А дальний диван убирается еще проще — кувырком назад в такое же подполье (опционная запаска тут живет в левой боковой стенке багажника).
Обратной стороной такой трансформации стало то, что все эти кресла заметно проще передних в плане эргономики и боковой поддержки, но видели бы вы, в какой трейлер можно превратить Пасифику всего за несколько минут! Тут не то что футбольный инвентарь, тут, возможно, и небольшой стадион поместился бы.
Но — повторюсь — только если у вас не заказано восьмое кресло. Нет, его можно согнуть пополам, превратив в столик-подлокотник, но компоновка днища не позволила сделать для него нишу в полу, поэтому либо кресло остается торчать посреди пустого салона монументом страсти к «all-inclusive», либо отправляется в гараж.
Гибридная Pacifica скомпонована так, что батареи не дает складывать кресла в пол, зато такой минивэн может проехать около 53 километров в чисто электрическом режиме и 910 километров на полном баке и полностью заряженной батарее
И кстати, еще о превратностях компоновки: гибридная Pacifica системы Stow'n'Go лишена — под полом у нее батареи.
Теперь, наконец, о футболистах и их мамах. Для первых начиная с версии Touring L Plus предусмотрены сенсорные мониторы, которые встроены не в подголовники передних кресел, а выполнены в виде складывающихся в спинку экранов, как у ноутбуков. При этом рядом с каждым экраном — свой разъем HDMI, USB-порт и гнездо для наушников. А главное — система UConnect для второго ряда поддерживает установку сторонних приложений и игр!
Ну а для «футбомам» здесь — уж извините — пылесос. На Пасифике, также как на минивэне Honda Odyssey, он встроен в заднюю часть багажника. Я проверил — «хобот» достает до пола в ногах переднего пассажира! Правда, функция Stow'n'Vac (так Chrysler назвал свой пылесос) доступна по умолчанию только в самых дорогих комплектациях — минимум за 43 тысячи долларов. А еще в качестве опции предлагается компрессор, который, как вы поняли, здесь нужен не столько для колес, сколько для мячей, велосипедов и надувных крокодилов.
Брак с концерном Fiat привел к тому, что почти любой новый Chrysler или Dodge для американского рынка создается по одному и тому же сценарию. Берется платформа CUSW, девятиступенчатый автомат ZF, американский бензиновый мотор или европейский дизель — и готово.
У Пасифики пока — только атмосферная «шестерка» 3.6 на 287 л.с. либо гибридный силовой агрегат (на 260 совокупных «лошадей»). Я поездил на чисто бензиновой версии, и на ходу такая Pacifica мне понравилась больше, чем Toyota Sienna. Очевидно, что подобные машины настраивают под слабый пол, но в Тойоте легкость руля меня даже напугала, а электроусилитель руля в Крайслере настроен интереснее: информации на руле достаточно и при этом он не слишком тяжелый.
Мотор Pentastar V6 объемом 3,6 литра — рабочая лошадка концерна Fiat-Chrysler, которая пашет под капотами машин почти всех его подразделений начиная с внедорожников Jeep и заканчивая коммерческими машинам Ram и даже европейскими моделями Fiat Freemont и Lancia Thema
Бодрый V6 Pentastar неплохо подружился с «автоматом», никакой дерготни даже в режиме активного разгона. Между прочим, на ускорение до 60 миль в час Pacifica тратит всего 7,2 секунды, а это побыстрее некоторых «заряженных» хэтчбеков.
Разумеется, «мама-шаттл» не годится для трек-дней и ожидать от огромного микроавтобуса отточенной управляемости не стоит. Однако по сравнению с той же Тойотой Pacifica едет плотнее. Оно и неудивительно: европейская платформа с задней многорычажкой кашу испортить не может, а широкое использование высокопрочных сталей позволило сбросить вес и повысить жесткость кузова.
Обзорность на высоте, а чтобы не чувствовать себя в большом аквариуме, можно слегка затонировать всю машину, благо в США это пока не запрещено. Но габариты здесь таковы, что на первых порах все равно не обойтись без системы кругового обзора, особенно при движении задним ходом. И очень кстати, что среди продвинутых опций новая Pacifica получила систему автоматической парковки.
Кроме того, предлагается активный круиз-контроль, системы удержания в полосе и предотвращения столкновений, мониторинг слепых зон. При этом Pacifica способна не только сама экстренно тормозить перед препятствием, но и удерживать автомобиль тормозами пока водитель не предпримет каких-то осмысленных действий. А еще парковочные датчики тоже связаны с системой экстренного торможения, и в случае сближения с препятствием на парковке, автомобиль сам ударит по тормозам.
Из более привычных опций — вентиляция и подогрев сидений, аудиосистема Harman Kardon c 13 динамиками и светодиодные фары головного света.
Одна из странностей системы Uconnect: подогрев руля, так же как вентиляцию и подогрев кресел, можно включить только через интерфейс тачскрина
Если подводить итог, то Chrysler сделал очень удачный автомобиль — и не только по меркам минивэнов. Насколько я могу судить, он отлично отвечает потребностям американского образа жизни и к тому же стоит очень привлекательно, особенно в топ-версиях. Chrysler за свой минивэн просит от 28595 до 42495 долларов, тогда как Toyota Sienna стоит 28850—45270, а Honda Odyssey — от 29400 до 44875.
Словом, я совсем не удивлен тому, что Pacifica с ходу потеснила почти всех своих конкурентов. Недосягаем остался только Dodge Grand Caravan, который после ее появления лишь прибавил в популярности. Но теперь я, кажется, могу ответить на вопрос, почему это произошло, и зачем Chrysler, сохраняя в строю 11-летний Dodge, предлагает сразу два однообъемника.
Во-первых, Grand Caravan, разумеется, получил всех тех покупателей, которые, руководствуясь принципом «зачем платить больше», собирались купить старый Town&Country. Но рискну предположить, что дело не только в этом, а сработал хитрый гроссмейстерский расчет, благодаря которому Chrysler не просто отвоевал для Пасифики ключевую женскую аудиторию, но еще и освободил Grand Caravan от этого «материнского» имиджа. Иными словами: «футбомаме» — Pacifica, а какому-нибудь хозяйственному мужичку не зазорно теперь и в Grand Caravan сесть, ведь за те 22095—30995 долларов сложно найти более вместительный и функциональный автомобиль.
Но — это только в Америке. Я пока боюсь даже представить, сколько Pacifica может стоить, когда появится в России. Сегодня официальный сайт chrysler.ru по-прежнему предлагает в РФ семиместный минивэн Grand Voyager 3.6 серии RT минимум за 3,3 млн рублей — то есть за 55 тысяч долларов! Семь месяцев 2017 года — шесть проданных автомобилей. Закономерный итог, если учесть, что за такие же деньги в России можно приобрести очень богатый Volkswagen Transporter T6 или же прицениться к таким автомобилям, как Mercedes V 220 d 4х4 или Toyota Highlander. Уж не говоря о том, что самый богатый Citroen SpaceTourer/Peugeot Travеller будет на 700 тысяч дешевле.
И все же тем интереснее будет посмотреть, что Pacifica сможет предложить в России – и мамам, и папам.