Первый этапВторой этап
Рейтинг-тест
Авторевю
2022
Партнер рейтинг-теста 2022
Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц». Маркер JapBl5cel

Календарь публикаций

Партнер рейтинг-теста 2022
Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц». Маркер JapBl5cel

Превью второго этапа

Как мог выглядеть финал рейтинг-теста Авторевю 2022 года? Ну например, группа экспертов в валенках на фоне покосившейся избы, Ауруса Сената и других автомобилей, стоящих неподалеку от места восстания волхвов, фотографируется для центрального разворота. Или Mercedes C-класса по пути в Москву вспарывает плотный вологодский воздух, победоносно возглавляя колонну в Грязовце. Но получилось иначе. И интереснее!

С чем мы подошли к третьему рейтинг-тесту? В шорт-листе новинок непростого, мягко говоря, прошлого года всего шестнадцать автомобилей — столько дебютов мы зафиксировали с начала октября 2021-го по конец сентября 2022 года (напомним, что такой период нам необходим для оценки машин на полигоне по сухому покрытию, то есть в октябре). В список вошли только те автомобили, которые поставлялись в Россию официально в это время. Модный ныне параллельный импорт, он же «серый» ввоз, мы не учитывали. А потенциальный уход брендов из России на момент определения участников не рассматривался. Кстати, третий год подряд в проведении проекта нам помогает сервис объявлений о продаже автомобилей Авито Авто, постоянный ­партнер ­рейтинг-теста Авторевю. ­Коллеги, спасибо!

Первый этап, на котором члены жюри оценили автомобили заочно по четырем критериям, а победы в классических сравнительных тестах Авторевю дали номинантам бонусные очки, определил следующую десятку финалистов: Mercedes-Benz C-класса, Hyundai Staria, Kia Sportage, BMW второй серии, Haval Dargo, Nissan Pathfinder, Lexus LX, Isuzu MU-X, Infiniti QX55 и Lexus NX. Отличная компания, вперед!

Но вы же не забыли, что работа многих автомобильных топ-брендов в России была поставлена на паузу вместе с пресс-парками, где мы обычно берем автомобили на тесты? А некоторые и вовсе объявили об уходе. Поэтому пришлось идти не по проторенной тропе. Хорошо, что еще два года назад в правилах мы предусмотрели «скамейку запасных»: пять автомобилей, занявшие 11—15-е места в рейтинге, могут быть включены в финал на замену выпавшим участникам для второго этапа проекта. Есть и нижний порог пула финалистов — не менее шести машин.

Из первой десятки в сжатые сроки мы не смогли достать только Lexus LX. Откликнувшиеся владельцы Мерседеса С-класса, «двушки» BMW и младшего Лексуса не совпали с нами по датам путешествия. В представительстве Infiniti, видимо, уже готовились к своему уходу из России и в последний момент нам отказали.

А-а-а! Мы что, внутри считалочки про десять негритят?

Фух, Nissan заполучили. Но ниссановцы уже в экспедиции стали запрашивать машину обратно! Ребята, потерпите, нам еще немного, буквально пару тысяч километров.

В Hyundai-Kia все активности с медиа тоже приостановили, но мы разыскали новейший Sportage у одного из читателей. А Hyundai Staria предоставил поисково-спасательный отряд ЛизаАлерт.

Итак, у нас уже пять автомобилей. На Аурус Сенат (11-е место) мы особо не рассчитывали, но в очередной раз направили запросы и в представительство бренда, и в прокатные конторы. Не судьба, видимо. Да и от греха подальше.

Changan Uni-K, Exeed VX и LX c нами. Могли прихватить и FAW Bestune T77, но конкретный автомобильчик хандрил, и для объективности оценок мы решили обойтись без него.

Куда едем? Прошлые рейтинг-тесты показали, что нам крайне недостает «тарированного» участка трассы, по которому смогут проехать все судьи. То есть для точности оценок нам важнее не столько протяженное путешествие, сколько одинаковые условия на высококонцентрированном участке дорог из реальной жизни — с поворотами разных радиусов, волнами, может даже трамплинами. И такие драйверские ходовые дорожки, где автомобили по-настоящему раскрываются, мы нашли неподалеку от Переславля-Залесского в сторону Гаврилова Посада. А там и до «автомобильной» Кинешмы недалеко, ведь городок нам известен по одноименной прыгучей мотоколяске и заводу Автоагрегат. Заедем!

И как славно, что в Ивановской области есть не только приятные асфальтовые b-roads, но и разбитые лесовозами дорожки, на которых нам удалось поездить, в том числе с полной загрузкой. По традиции диалектически — с улыбками и чертыханиями. В общем, оценки вышли даже более полными и жизненными, чем в предыдущие два года. А еще мы загнали некоторые автомобили на мощностной стенд, а еще…

После возвращения в Москву проставили оценки, определили абсолютного победителя без учета заоблачных прайсов, включили фирменный ценовой эквалайзер и поняли, что победитель, конечно же… Как не Skoda? А кто?

Узнаем 16 января!

Партнер рейтинг-теста 2022
Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц». Маркер JapBl5cel

Рассказы и оценки судей

Партнер рейтинг-теста 2022
Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц». Маркер JapBl5cel

Кто победил?

Три финальные недели рейтинг-теста пролетели, как шанхайский маглев, — пора возвращать автомобили хозяевам. Дребезжащая сдвижная дверь не будет мешать Старии участвовать в поисковых операциях ЛизыАлерт, Sportage вернется к частным подмосковным разъездам, а пресс-парковые машины отправятся на блогерские смузи-тесты. Кроме Ниссана. Который был — и вот его уже нет с нами. И не беда, скажете вы, ведь самому дорогому автомобилю среди финалистов не суждено выиграть рейтинг-тест Авторевю.

Или?..

Pathfinder, согласно правилам рейтинг-теста, получил бонусные 40 баллов за победу на полигоне, но и без них бы выиграл «судейский» приз. Посмотрите на график ниже: Nissan оторвался от ближайшего преследователя Exeed VX на целых 45 баллов. А Dargo, который у судей на третьем месте, отстал на 51 балл. На четвертом — минус 52 балла — Isuzu MU-X. Однако это до ценовой эквализации. А ведь в прошлом году именно 52 балла отделяли Mercedes S-класса от Октавии. Но потом мы подсчитали соотношение цен и качеств — и Skoda вырвалась в лидеры.

Что будет теперь?

Интересно, что Nissan победил только в двух категориях — «драйв» и «комфорт». С выставлением баллов в этих разрядах все просто, но мы все равно напомним: «драйв» оценивается судьями с точки зрения динамики и управляемости автомобиля, а «комфорт» — это в первую очередь плавность хода и уровень шума.

Pathfinder в целом сбалансированный автомобиль, если забыть о высокой цене и возможных проблемах с официальным сервисом

Первенство в «быту» за небольшим преимуществом у Isuzu — 60 баллов против 58 у Ниссана. В этой категории жюри оценивает приспособленность автомобиля к ежедневной эксплуатации, но в этом рейтинг-тесте при оценке «быта» судьям было рекомендовано обращать особое внимание на, так сказать, реалистичность послепродажного обслуживания.

Внедорожник MU-X не прочь поставить себе в гараж многие из наших судей, но для победы в рейтинг-тесте этого недостаточно

Самое любопытное, что победителем в категории «эмоциональность» («будоражит автомобиль или нет, хотелось бы на нем ездить?») стал… да-да, «китаец» Haval Dargo. Опередив Pathfinder всего на один балл. Первый звоночек?

Знаете, при каких условиях выиграл бы Haval Dargo? Мы вычислили: всего лишь на 7% снизить «фактическую» цену, и…

Андердог теста по баллам жюри — Exeed LX. Staria обогнала его на весомые 39 баллов, но это лишь предпоследнее место! Может, дело в простой комплектации Lifestyle, «второй снизу»? Но уже после экспедиции мы прикинули теоретические преимущества Hyundai в самой богатой версии Premium — и поняли, что расклад существенно не поменялся бы.

Changan Uni-K — последний автомобиль в компании аутсайдеров, который не смог пересечь черту в 200 баллов.

А Kia Sportage и Exeed VX — этакие середнячки. Но вы же помните, что такие тихони и выигрывают рейтинг-тесты? Причем VX вообще на втором месте у судей. Только дороговат. Или по нынешним временам уже нормально?

Итак, беремся за ценовой эквалайзер!

Узнавать цену конкретных автомобилей-финалистов в нынешнем хаосе было бессмысленно, поэтому мы сразу начали собирать коммерческие предложения (КП) у дилеров. Причем без учета трейдина или кредитных программ — берем за наличные, здесь и сейчас. Как и в прошлый раз, обзванивали мы не только московских продавцов, но и региональных — в этот раз ивановских и ярославских. А еще нам помог сайт Авито Авто — например, ценник на Pathfinder был сформирован как среднее по трем реальным предложениям восьмиместных машин в комплектации Top, уже находящихся в России. И вышло… 8628300 рублей.

Ого!

Впрочем, примерно столько же Nissan стоил во время прошлогодней весенней «примерки». А если учесть, что рамный Isuzu стоит шесть миллионов… И оцените дилерские накрутки на Changan: вместо 3,6 млн рекомендованной розничной цены (РРЦ) нам предложили купить Uni-K на миллион дороже! Правда, перед Новым годом некоторые дилеры сделали спецпредложение — в плюсе всего-то полмиллиона. Поэтому мы сочли справедливо-актуальной цену 4,35 млн.

Двухлитровый полноприводный Kia Sportage в комплектации Style из нашего теста был куплен за 4,07 млн рублей, но предновогодние КП увеличили ценник до 4131725 рублей. C Hyundai же получилось забавно: «живую» машину в нашей комплектации Lifestyle мы нашли за 6,5 млн рублей в Иванове, при этом в столице и Prestige, и High-Tech были дешевле. А вот простых версий — не сыскать. В итоге — «средние» 5,55 млн рублей за минивэн.

Чем порадуют оставшиеся «китайцы»? Не только соблюдением РРЦ, но и, представьте себе, скидками! В частности, Exeed LX в некоторых салонах нам практически сразу предлагали почти на 200 тысяч рублей ниже РРЦ (итого средние 3,105 млн). Exeed VX President Limited Edition пошел в зачет по РРЦ (5,2 млн рублей), как и Haval Dargo в топ-версии Tech Plus. Причем дилеров марки Haval можно было уговорить на небольшую скидку, но мы решили сохранить РРЦ, исключив доплату за оранжевый цвет 30 тысяч рублей, — итого 3,549 млн.

И вот теперь можно дергать за ползунки эквалайзера.

С прошлого года для определения победителя мы используем не линейный, а более точный, экспоненциальный метод. Смысл в том, что каждый последующий балл в оценке жюри получается дороже предыдущего. Самая простая аналогия: копеечные предохранители есть в каждой машине, а вот за кожаный салон, полный привод, ассистенты превентивной безопасности надо доплачивать все больше и больше. Вот вам инженерная аналогия: обратная связь на рулях Ниссана и старшего Иксида «стоит» по-разному потому, что ниссановцы не просто потратили больше человеко-часов на настройку электроусилителя, но и добились лучшего результата. Мастерство не пропьешь? Так хотя бы оценишь.

Кривая функции расчетной цены экспоненциальна. Претендуют на победу те машины, реальные цены которых лежат ниже кривой. А выигрывает тот, у кого прирост ценности в процентах наибольший

Итак, мы строим график зависимости цены от количества полученных баллов с двумя параметрами: «базовая стоимость балла» и «уровень кривизны графика» (отставить смешки, «кривизна» — математический термин!). По этой экспоненциальной функции вычисляем так называемую расчетную цену, исходя из полученных баллов после испытаний, согласно формуле:

РЦ (расчетная цена) = БСБ (базовая стоимость балла) х ЧБ (число баллов) х КК (коэффициент кривизны).

Базовая стоимость балла рассчитывается таким образом, чтобы сумма расчетных цен всех участников рейтинг-теста равнялась сумме их фактических цен. Иначе говоря, мы действуем по принципу «сколько у одних отняли — столько другим прибавили». А коэффициент кривизны показывает, что стоимость балла растет сначала очень медленными темпами, а затем все быстрее и быстрее. И до определенной точки этот прирост меньше «базовой стоимости балла», а после нее — больше. Сама точка — среднее число баллов по всем претендентам (в этом году 214).

Расчетные цены на автомобили по этой формуле всегда выше реальных и выступают показателем «внутренней ценности» автомобиля для владельца в зависимости от потребительских качеств. А теперь берем их — и сравниваем с реальными. Победит более «профицитный» автомобиль — то есть тот, у которого в процентах больше превышение расчетной цены над фактической. Иначе говоря, лучше та машина, которая в реальности стоит дешевле, чем должна была бы с учетом своих потребительских качеств по сравнению с другими финалистами.

Прикидываем, и… Победитель рейтинг-теста Авторевю 2022 года — он, Nissan Pathfinder! Несмотря на самую высокую цену. Ведь его «профицит» — 58%, а ближайший преследователь Haval Dargo дает «лишь» 48%.

Сейчас все автомобили в России баснословно дороги, но наша система, помимо прочего, позволяет в рамках балльной системы рейтинг-теста выявить наиболее переоцененные модели среди финалистов — это Exeed LX, Hyundai Staria и Changan Uni-K. Но и заслуживший позитивные отклики Isuzu явно не тянет на шесть миллионов

Что будет теперь?

Случилось то, чего мы ждали, но даже не надеялись увидеть в ближайшем будущем. Впервые за три года проведения рейтинг-тестов мы получили автомобиль, который лидировал на каждом километре очного тура! И победил, несмотря на дороговизну.

Да, Nissan ушел с нашего рынка, но аннулировать его результат мы и не думали — Pathfinder все-таки успел поприсутствовать официально в 2022 году. Ускользающая красота «белого» рынка, остатки былой роскоши. Что дальше? Мы упорные — да, выбор скуден, но рейтинг-тест в 2023 году мы намерены провести, как и прежде. Тем более что шесть новинок уже есть, ожидаем и пополнения. Увы, скорее всего, исключительно китайского. Но это на обычные тесты мы берем и «параллельные» машины, а вот рейтинг-тест у нас бел, как новогодний снег: с самого начала мы фиксировали именно «официальные» новинки, ратовали за развитие цивилизованного рынка и хотели записывать автомобильную историю без прикрас. На этом и будем стоять. Чтобы лет через семь вспомнить о шкодовском всплеске, ниссановском надломе, а затем — например, о китайском прорыве, иранском провале или, чем черт не шутит, торжестве отечественного автопрома. Лет этак через десять. Загадаем на китайский Новый год — вдруг сбудется?

Партнер рейтинг-теста 2022
Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц». Маркер JapBl5cel

Первый этап рейтинг-теста 2022

В 2020 году, первом для нашего рейтинг-теста, мы насчитали 32 новых автомобиля на российском рынке при объеме 1,47 млн машин. В 2021 году в лонг-листе рейтинг-теста Авторевю уже была 41 новинка, а рынок, несмотря на дилерский ценовой произвол, прирос на 3%. И вот наступил 2022-й. Вместо ожидаемой полусотни дебютов их всего… 16. Но рейтинг-тест мы все же проведем.

Это проклятье последней полосы, а если по-русски — «не говори гоп, пока не перепрыгнешь». Когда мы при подготовке спецвыпуска о рейтинг-тесте раздумывали над анонсом следующего сезона, кто-то в редакции сказал: «А давайте опубликуем не только уже вышедшие на рынок автомобили, но и те, которые вот-вот появятся, у нас же есть даты дебютов?» Так на последней странице первого в этом году номера Авторевю появились BMW iX, Mercedes EQS, Range Rover и другие. Сглазили, накаркали?

Но точно не упали духом: будем работать с тем, что есть. Ведь новые автомобили появлялись на рынке даже в это непростое время. К тому же наше желание разделил и поддержал сервис объявлений о продаже автомобилей Авито Авто, который является партнером рейтинг-теста Авторевю с момента основания проекта. В 2022 году, согласно исследованию компании Автостат, Авито Авто — платформа №1 для покупки и продажи автомобилей.

В итоге мы насчитали 16 новых автомобилей, которые успели дебютировать на российском рынке и появиться в продаже у официальных дилеров с 1 октября 2021 года по 30 сентября 2022-го. Это Аурус Сенат (с продажами на основе предзаказов), купе BMW второй серии, Changan Uni-K, пикап DF 6, Exeed LX и VX, FAW Bestune T77, Haval Dargo, Hyundai Staria, Infiniti QX55, Isuzu MU-X, Kia Sportage, Lexus LX и NX, Mercedes-Benz C-класса и Nissan Pathfinder. Забыли про Range Rover? Нет, Рейндж хоть и показали на закрытой презентации в Москве, но в широкие продажи, по нашим данным, он попасть не успел (параллельный импорт и серые поставки по действующим правилам рейтинг-теста не в счет). А еще напомним, что мы рассматриваем только по-настоящему новые для рынка модели: ни модификации, ни новые версии, ни рестайлинговые машины вроде Лады Весты к конкурсу не допускаются.

В этом году у нас двенадцать судей первого этапа — все авторевюшники. Они снова оценили автомобили по четырем критериям: «дизайн» (отдельно экстерьер и интерьер), «технологии», «важность» (для мирового и российского рынков) и так называемую желанность/доступность: насколько я хочу этот автомобиль и по карману ли он мне?

Безоговорочный лидер — Mercedes-Benz C-класса серии W206 (311 баллов). На втором месте космоминивэн Hyundai Staria (283), третье — за кроссовером Kia Sportage (272). Что еще из примечательного? Сбылась мечта тех читателей, которые ждали появления китайских автомобилей в финальной десятке рейтинг-теста: Haval Dargo на высоком пятом месте (271). Только представьте, ему не хватило всего полутора баллов, чтобы ворваться в тройку лидеров! Аурус не смог пробиться в десятку (241), несмотря на важность для рынка. А Isuzu MU-X (244,5) прошел в шорт-лист только благодаря победе в АР-тесте, ведь он в зимнем сражении опередил внедорожники Toyota Fortuner и Mitsubishi Pajero Sport. Напомним, что победителям наших сравнительных тестов с одноклассниками мы добавляем к оценкам жюри бонусные 10 баллов (есть еще бонусы за результаты продаж, но в этом году они остались не разыграны).

И Isuzu в этой компании уникум: Nissan Pathfinder, Mercedes C-класса, Haval Dargo, Kia Sportage, Exeed VX и Infiniti QX55 не сумели обыграть конкурентов у нас на тестах! Жаль, не все 16 машин мы смогли прогнать через полигоновские жернова и экспертную оценку Авторевю.

И печально, что большинство представительств сейчас не работают в России — а значит, фактически нет и пресс-парковых машин. У мировых производителей в нашей стране «демобилизация». Поэтому для второго тура мы попытаемся «мобилизовать» некоторые автомобили первой десятки у дилеров и частных владельцев. Но даже при худшем раскладе действующее положение рейтинг-теста позволяет нам брать для очного этапа автомобили, занявшие 11—15-е места. Получается, точно нет шансов только у пикапа DF 6, который у нас в арьергарде (пикапы на последних строчках итоговой таблицы становятся традицией рейтинг-тестов). К слову, DF 6 все еще ждет журналистской презентации: на момент подготовки материала тестовые автомобили так и не появились, хотя продажи были объявлены еще летом.

А если мы вообще не сможем найти десять автомобилей? Не беда: разработанные еще в 2020 году правила рейтинг-теста позволят провести его при наличии шести машин в финале. А уж эту численность мы постараемся мобилизовать: как нынче принято, сгодятся все.

Что дальше? Как обычно, полигон и несколько дней путешествия (в этом году по экономическим причинам, скорее всего, без гоночного трека), подсчет баллов и ценовая эквализация. Кстати, вы заметили? «Китайцы» будут в финале, а «электрички» — нет! О счастье, это хоть немного развязывает руки. Кажется, третья часть нашей рейтинг-тестовой докудрамы будет совсем не похожа на первые две. И это вдохновляет.

Средняя цена

Каковы ценовые реалии на российском рынке в этом году, где лежит медиана между «хочу» и «могу» у большинства покупателей новых автомобилей в России? За ответом на этот вопрос мы обратились к экспертам Авито Авто.

По их данным, за первые девять месяцев 2022 года средняя цена нового автомобиля в объявлениях на площадке составила 2 млн 350 тысяч рублей. Как и в целом на российском рынке, основной спрос пришелся на отечественные Лады: 23,7% продаж новых автомобилей на Авито Авто со средней ценой 1 млн 89 тысяч рублей. Следом идут корейские бренды Kia (11,2% спроса) и Hyundai (10,1%). Львиная доля их продаж приходится на младшие модели Rio/Solaris и Seltos/Creta, поэтому средняя цена примерно 2,3 млн рублей.

Явно укрепляют рыночные позиции автомобили из КНР. И хотя участвующие в рейтинг-тесте Авторевю свежие модели Haval Dargo, Exeed и Changan Uni-K пока не могут похвастать большими объемами продаж, в десятку самых популярных новых автомобилей на площадке Авито Авто попали сразу две китайских машины. В первую очередь это кроссовер Haval Jolion со средней ценой 2 млн 229 тысяч рублей, на который за первые девять месяцев пришлось 1,7% спроса против 0,6% за тот же период 2021 года. А доля модели Chery Tiggo 7 Pro достигла 1,5% вместо 0,9% в прошлом году; средняя цена — 2 млн 509 тысяч рублей.

Номинанты

Аурус Сенат

Аурус Сенат, судя по голосованию, наиболее важный автомобиль для России (и ее автопрома) из 16 представленных. Осталось разобраться, важен он тактически или стратегически

BMW второй серии

BMW второй серии по итогам голосования наименее значимый автомобиль для России. Сделаем поправку: именно в этот исторический период. Маленькие купе мы любим и всегда ждем!

Changan Uni-K

Changan Uni-K — темная лошадка. Впервые в наши руки он попал уже после голосования и не смог пройти в десятку. Но шанс на второй тур у него все равно есть

DF 6

Пикап DF 6 замыкает таблицу, но это заочно. Ждем первую встречу!

Exeed LX

Exeed LX при голосовании можно было перепутать с внедорожником Lexus LX, но, если судить по итоговым баллам, судьи не промахнулись

Exeed VX

Exeed VX, по сравнению со своим младшим братом, в наших глазах предпочтительнее: все же топовая модель бренда на российском рынке

FAW Bestune T77

Меньше всего наши судьи мечтают о китайском кроссовере FAW Bestune T77. Несправедливо?

Haval Dargo

Мы и правда живем на сломе эпох: впервые в истории рейтинг-тестов Авторевю китайский автомобиль едва не дотянулся до третьего места. Оправдает ли наши ожидания Haval Dargo в очной части проекта?

Hyundai Staria

Hyundai Staria получила наивысшую оценку за дизайн экстерьера среди номинантов: 93 балла из максимально возможных 120

Infiniti QX55

Infiniti QX55 — в десятке. Жаль, кроссовер QX60 чуть-чуть не успел с российским дебютом в феврале.

Isuzu MU-X

Без больших внедорожников в путешествии рейтинг-теста как без рук — хорошо, что в этом году с нами Isuzu MU-X

Kia Sportage

Sportage против Dargo — достойная дуэль для второго тура. Но если Haval предоставил нам машину, то Kia придется искать у частных владельцев

Lexus LX

Lexus LX от каждого судьи получил в среднем на три балла меньше, чем соплатформенный внедорожник Toyota Land Cruiser 300 в прошлом году

Lexus NX

Lexus NX на десятом месте из шестнадцати

Mercedes-Benz C-класса

Mercedes C-класса не только наш общий лидер 2022 года, но и чемпион в дисциплинах «дизайн интерьера», «технологии» и «важность для индустрии». А еще он «самый желанный»

Nissan Pathfinder

Nissan Pathfinder в турнирной таблице первого этапа рейтинг-теста — лучший из отряда «японцев»
Партнер рейтинг-теста 2022
Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц». Маркер JapBl5cel

Голосования читателей

Кто лучший на переставке?
Кто чаще потребует долива омывайки?
У кого багажник объемом 511 л?
Кому потребовался трактор?
Конкурс в голосованиях завершен. Победители будут объявлены 25 января

Победители в голосованиях

Призы отправлены
t.***er@mail.ru
go***77@mail.ru
eu***ee@yandex.ru
kar***gr@mail.ru
Партнер рейтинг-теста 2022
Реклама. ООО «КЕХ еКоммерц». Маркер JapBl5cel
Новости Тесты Грузовики и автобусы Подшивка Парковка Кто где? Авторы Клуб Магазин ARCAP Контакты Реклама