Это уже норма — почти полсотни действительно новых автомобилей на российском рынке за год! Как вы помните из правил рейтинг-теста, мы вообще не учитываем «переклеивание логотипов», параллельный импорт, модификации и рестайлинги. В нынешнем зачетном году, с сентября 2023-го по август 2024-го, было 44 новинки, соответствующие нашим критериям. На одну меньше, чем в прошлом. На самом деле рекорд мог бы повториться, но в последний момент мы исключили из лонг-листа кроссоверы VGV U70/U75 Plus: старт производства в Белоруссии дан был, но вот до дилерских центров товарные экземпляры к сентябрю так и не доехали. Буквально на несколько дней не успел и Haval H5. Эти и другие официальные новинки, появившиеся после 1 сентября этого года в свободной продаже, мы перенесли в следующий рейтинг-тест.
Некоторые споры вызвало лишь определение статуса кроссовера DFSK 500. Он же номинированный в прошлом году Evolute i-Joy, только в бензиновой ипостаси. Еще пару лет назад мы добавили в правила пункт о сложности классификации автомобилей в связи с общемировой стратегией автопрома по переходу на единые модульные платформы, а также массовому бейдж-инжинирингу — и фактически легализовали «ручной отсев» в таких случаях. «Пятисотый» (как громко звучит!) в итоге мы сочли модификацией, несмотря на формально иной бренд. Честно говоря, шансов пробиться в десятку у него все равно не было
В 2024 году у нас новый партнер рейтинг-теста — компания Ikon Tyres, крупнейший в России производитель шин, располагающий мощностями для выпуска 17 млн шин в год. На первом этапе двенадцать судей — в этот раз мы подключили к голосованию Алексея Быркова, автора новостей на сайте autoreview.ru. Номинации для проставления оценок прежние: «дизайн», «технологии», «важность», а также «желанность/доступность» (за каждый критерий можно поставить от 1 до 10 баллов). Все оценки субъективны, но, учитывая максимально широкий спектр воззрений членов жюри на современные автомобили, мы получаем более чем релевантный отбор.
Дизайн судьи оценивают не только по внешности автомобиля, но и рассматривая интерьер, а после из двух оценок выводится среднее арифметическое. Аналогичным образом поступаем с важностью для рынка, разделив ее на две «важности» — для России и для всей автомобильной индустрии. Если вам кажется, что нынешние номинанты вряд ли существенно влияют на мировой автопром, с этим сложно не согласиться, но... Во-первых, разницу между машинами все-таки можно найти (хотя бы по географии сбыта), а во-вторых, минимальное влияние тоже показатель. Зафиксируем его.
Технологии каждый воспринимает по-своему: количеством экранов проймешь далеко не всех судей, гибридность и электромобильность в разных протоколах могут оказаться как плюсом, так и минусом. Кстати! Вы же помните, что в прошлом году мы превентивно зафиксировали у электромобилей «важность для России» на уровне одного балла до появления широкой сети ЭЗС на территории всей страны. Это правило все еще в действии. А жаль.
Ну и наконец, «желанность/доступность». Или на редакционном жаргоне «хочу/могу». «Хочу» — это желание владеть автомобилем, невзирая на его цену. А покупательские способности каждого судьи («могу») мы основываем на рыночной стоимости его личного автомобиля или всего автопарка. Если цена машины (или всех машин) равна цене автомобиля-номинанта, ставятся максимальные 10 баллов. Если нужно продать весь автопарк и вдобавок потратить накопления, судья поставит от 6 до 9 баллов. Дополнительно придется брать подъемный кредит? Оценка — от 3 до 5. Если и кредит не поможет, машина получит 1—2 балла от судьи в подкатегории «могу».
Что в итоге получилось на этот раз?
Первую ступень виртуального подиума занял... кроссовер Jetour T2! Напомним, что все набранные баллы к очному этапу сгорят, но сейчас T2 — промежуточный лидер: 269,5 балла. Причем занять первое место ему помогла победа в сравнительном тесте с кроссовером GAC GS8. Вы же помните, что каждому номинанту — победителю АР-тестов с участием одноклассников мы даем бонусные 10 баллов?
Джетуры второй год подряд в финале. Но если Dashing попал в прошлый рейтинг-тест благодаря смазливой внешности, то у T2 позиции сильнее: первое место в заочном этапе
Ближайший преследователь Джетура — Geely Atlas (261,5 балла) — оказался на втором месте благодаря выигрышу в спарринге с кроссовером Kaiyi X7 Kunlun. А вот Haval H9 (257 баллов) как бронзовый призер местом недоволен. Ведь он должен был быть выше Атласа благодаря победе над внедорожником Oting Паладин. Но этот тест мы провели уже после закрытия отборочного окна, а значит, бонусы в зачет не пошли.
На волне успеха Monjaro за маркой Geely может закрепиться статус «новой Шкоды рейтинг-теста». Geely Atlas второго поколения взял серебро в первом туре
Наши судьи уже начали вспоминать, как ехали Tank 300 и Tank 500 в прошлом рейтинг-тесте. Далек ли от этих автомобилей более утилитарный Haval H9?
О чем нам говорит эта тройка? В Авторевю ждут и любят настоящие внедорожники или хотя бы кроссоверы с амбициями для покорения легкого офроуда. А что же второе место Атласа — неужели это высокие судейские ожидания от автомобилей Geely, в том числе благодаря прошлогодней победе Monjaro? Пожалуй, не только, ведь семиместному кроссоверу Geely Okavango даже победа в АР-тесте не позволила пробиться в финальную десятку этого года.
Еще один победитель сравнительных тестов Авторевю — заводной паркетник GAC GS3 (236 баллов): четвертое место. Все еще любим не только внедорожники, но и маленькие машинки с претензией на спорт.
Горячая новинка летнего сезона, Haval F7 второго поколения (235,5 балла), с нами без всяких побед в сравнительных тестах. Как и дорогущий гибридный внедорожник M-Hero I (234,5). Другой гибрид, Seres M5 (233), — строкой ниже.
А еще радует, что «бесседанный» рейтинг-тест у нас пока был только в 2022 году. Все-таки этот тип автомобилей в пробегах сильно оттеняет кроссоверы и позволяет расставить оценки более точно, поэтому говорим спасибо тем членам жюри, которые затащили Geely Preface (231) в финал: он на восьмом месте.
А вот автомобилю на девятой строчке помогли уже не наши судьи, а покупатели. Ведь, помимо бонусов за сравнительные тесты Авторевю, в рейтинг-тесте еще существуют дополнительные очки за результаты продаж на российском рынке. Благодаря нашим коллегам из АО «ППК» (совместное предприятие Автостата и АО «Электронный паспорт») мы анализируем результаты продаж всех номинантов в зачетном временном отрезке. Если модель хотя бы раз входила в топ-25, без бонусов она не уйдет. Причем мы уравниваем по специальному алгоритму тех, кто, скажем, начал продаваться в далеком сентябре 2023-го, с теми, кто дебютировал, например, только в июле 2024-го: первым нужно наращивать продажи, чтобы оторваться по баллам от популярных горячих новинок.
Так кто же из номинантов на волне покупательского спроса? К нашему удивлению, в этот раз только один автомобиль заработал бонусы за продажи — и это Jaecoo J7 с единственным дополнительным баллом (итого 230,5). Бестселлеры российского рынка остались прошлогодними, и никто из новичков так и не смог по-настоящему побороться за кошельки и кредитные программы.
А замыкает шорт-лист 2024 года автомобиль... Правильнее сказать «автомобили», потому что сразу два кроссовера разделили десятое место — Haval H3 и Jaecoo J8 (по 230 баллов у каждого). В этом случае мы не отдаем приоритет одному, а берем в зачет обоих.
Итого у нас одиннадцать автомобилей в финале вместо десяти! Дело за малым — собрать их в одно время и отправиться караваном через Дмитровский автополигон за приключениями и «походными» испытаниями. А после — взвесив, посчитав и отмерив всё пять (а то и семь) раз — сказать как отрезать: вот он, лучший автомобиль года по версии Авторевю! Но это будет только в начале 2025 года.
А вот что ждет нас дальше. Если АВТОВАЗ не прекратит выпуск Ауры и все же запустит Искру, а к сентябрю успеет появиться Атом, то... Во-первых, это патриотично. Но — и это во-вторых — никакого пиетета к нашемаркам и подсуживания в рейтинг-тесте как не было, так и не будет (Атому, очевидно, достанется кол за важность, ведь заправочная инфраструктура быстро не появится). Поэтому гарантировать появление в финальной десятке исконно российских (суверенных, как это модно сейчас говорить) автомобилей мы не можем.
Впрочем, кто сказал, что мы зафиксировали нынешний формат проведения рейтинг-теста больше чем на пять лет?