Помните, кто стал первооткрывателем? Фаворит тогдашних перегонщиков подержанных иномарок Volkswagen Passat B3, который в то время покупали за кордоном еще не за евро, а за немецкие марки и голландские гульдены. Затем были материалы про ставшие сейчас янгтаймерами, а в те годы вполне свежие «трешку» BMW серий Е30/E36 и легендарный Mercedes W124. Потом мы пошли по экзотике — чудо чудное Citroen XM, безразмерный Chevrolet Caprice Classic, герой голливудских фильмов Ford Crown Victoria...
Через три года, правда, рубрика взяла академический отпуск: слишком уж трудоемкой оказалась ее подготовка, и у моих будущих коллег просто не хватало на нее времени. Поэтому в 2008-м знамя полка автомобилей с пробегом вручили мне, начинающему авторевюшнику Илье Хлебушкину, — дебютным стал рассказ про Мазду 6 первого поколения. На заглавном фото, кстати, красуются мой личный седан и лифтбек коллеги Никиты Гудкова.
С тех пор фигурантами моих расследований уже стали 100 автомобилей (еще один юбилей!) 34 марок. У некоторых даже семейный подряд организовался. Например, в героях поочередно побывали все три поколения автомобилей Ford Focus и Skoda Octavia. Да и генеалогия «трешек» BMW вышла практически полной: следом за сериями Е30 и Е36 мы рассказали о наследниках поколений Е46, Е90 и F30. И знаете, что любопытно? Мудрый Овидий был прав: времена действительно меняются, и мы вместе с ними. Исследуя очередного представителя какого-нибудь семейства, я не единожды ловил себя на мысли, что многие из предшественников, когда-то казавшихся мне ломучими, начинают выглядеть чуть ли не идеалом!
Тенденция, однако. Ведь автомобили все эти годы становились сложнее, а конструктивный запас прочности таял. Даже предельно консервативная Toyota потихоньку сдает позиции, хоть и остается практически бессменным лидером на фоне остальных. Знаете, я уже не удивлюсь, если нынешняя Corolla по надежности окажется не лучше, чем Hyundai Getz во времена его молодости. Хотя наследники самого Гетца с их растягивающимися цепями ГРМ и задирами в цилиндрах о беспроблемности своего же предка и помышлять не могут.
Рискую прослыть увядающим ретроградом, но, согласитесь, золотой порой были те самые «лихие 90-е». Когда иномарки еще не были на одно лицо и с неопределенной гендерной принадлежностью, однако уже стали вполне комфортными, в меру экологичными, а главное — долговечными. И, даже попадая к нам в большинстве своем в изрядно подержанном виде, часто продолжали жить долго и счастливо. Настолько, что и сегодня автомобилей той поры на нашей вторичке до 12—15% (ох, интересно будет посмотреть лет через тридцать на нынешние новинки). В те времена японцы уже умели делать машины не из рисовой бумаги, а немцы все еще выпускали моторы-миллионники. И никто еще не пихал куда ни попадя вездесущие нынче пластик и алюминий.
А дальше… Неубиваемые Тойоту Карину Е и Аvensis первого поколения сменил «второй» Аvensis Т25 с новыми моторами ZZ — облегченными, но проблемными — вместо неприхотливой А-серии. А мерседесовская «ешка» W210 оказалась намного менее удачной, чем легендарный предшественник Mercedes W124.
Причем особенно не повезло тем автомобилям (точнее, их владельцам), на которых отрабатывались новые, необкатанные технологии. В основном, конечно, немецким: вспомните, например, «пятерку» BMW E60 с ее алюминием в кузове и сырой электроникой. Я уже не говорю о замене знаменитого «кабана» S-класса, Мерседеса W140, неудачным поколением W220 — и о еще более проблемной «семерке» BMW Е65. А многочисленный выводок концерна VAG с навеки вошедшей в историю «сухой» коробкой DSG ранних выпусков? Ну а более всего меня тронула трагическая судьба революционного по своим временам внедорожника-кроссовера Volkswagen Touareg первого поколения; там как в том анекдоте: куда ни ткни — везде больно.
Хотя не бывает ведь правил без исключений — даже у тех же набивших шишек «немцев». Например, двигатели BMW в последнем В-поколении стали лучше предыдущих (особенно бензиновые). Инженеры концерна VAG наконец-то научились правильнее воспитывать свои турбомоторы и «роботы». И даже Volkswagen Touareg второго поколения… Впрочем, это я уже забегаю вперед.
А оглянувшись назад, я еще раз «примерил на себя» все автомобили из наших «Вторых рук» и составил свой личный рейтинг надежности. Конечно, он не основан на математически выверенной модели, и вы даже можете с ним не согласиться. Однако я постарался учесть не только вероятность, но и сложность и дороговизну потенциальных проблем. Именно поэтому в одну из условных групп, хотя и на разные ее полюса (тут отмечу, что очередность в группах все же не является «табелью о рангах»), попали, казалось бы, антагонисты Hummer H2 и Hyundai Getz. А еще для меня важно наличие хотя бы одной удачной модификации: в частности, марку BMW здорово выручают отличные трехлитровые дизели. Первая группа лучшая, а в целом наименее рискованны первые три. С поправкой на возраст, конечно: к примеру, найти сегодня сохранившуюся в живом виде «трешку» BMW Е46 не проще, чем открыть новый вид кенгуру в Австралии.
Но почему же тогда ни я, ни мои коллеги не ездят исключительно на Тойотах? Свой Avensis второго поколения я продал, еще не будучи автором Авторевю, — и с тех пор из топовых моделей моего списка выбрал разве что Мазду 6. После этого были явно не лидирующий по надежности BMW X3 и еще более низкоуровневый Mercedes GLK.
А все потому, что надежность хоть и важный, но далеко не единственный критерий выбора автомобиля. Хотя связываться с аутсайдерами моего списка я все же не рискнул. Даже если они меня очень влекли всем остальным — дизайном, динамикой и управляемостью.