Как и в случае с Peugeot. На рубеже веков это были лучшие переднеприводные шасси всех времен и народов! Однако после 406-го началось сползание в пропасть — и мы ничего не могли сделать. Разве что по-прежнему с удовольствием летали на «львиные» тест-драйвы с их особой атмосферой. Из Шарль-де-Голля заселиться в башню на Порт-Майо — и немедленно в ресторанчик L’Auberge Dab, который автожурналистами всего мира почитался как «кантина Peugeot»: талона на 600 франков, выданного на ужин, с запасом хватало на «морской бой». Устрицы, крабы, лангустины, белковое отравление... Коллега однажды побелел и сполз под стол прямо в процессе — вызывали скорую. А меня как-то накрыло утром, когда мы ехали на завод в Сошо. Вдвойне было обидно оттого, что косматый Поль Альварес, пресс-атташе Peugeot и закадычный приятель Подорожанского, счел тошноту следствием чрезмерной выпивки.
А я никогда не напивался, никогда. Хотя... Господи, позор-то какой: да, было дело в 1997 году. Октябрь, возвращение с Токийского автосалона. Это мой первый визит в Японию, причем Toyota широким жестом пригласила от Авторевю двоих, Кадакова и меня. А на обратном пути в бизнес-классе Аэрофлота... «Я тебе говорил, не пей с ними вискарь, — это же дилеры!» Макс буквально вынес меня из самолета.
Тогда, 23 года назад, началась моя любовь к Японии — и с каждым визитом только крепла. Там было будущее! Электромобили и только-только появившийся Prius на полигоне Хигаши-Фуджи представлял глава проекта Такеши Учиямада — знал ли я, восхищаясь уникальным электромеханическим вариатором, что ничего лучше человечество так и не изобретет, а скромный инженер станет председателем всей компании? И забавно, что упомянутое в статье «начало переходного периода» к отказу от ДВС все длится и длится. Почти четверть века прошло — оцените временной масштаб явлений и инерцию индустрии.
Кстати, Honda имела вполне рабочий водородный хэтчбек FCX аж в 1999-м, но электрохимическая генерация на борту вызывала мой скепсис и в те далекие времена, и сейчас: Н₂ — стабильность. А в АР №1, 2004 я не зря забил тревогу: «Закат над полигоном» накрыл-таки хондовскую былую спортивность. Даже «Legend о полном приводе» в АР №22, 2005 не помог — втуне Ясуджи Шибахата разрабатывал свою трансмиссию SH-AWD.
А еще в тот год я познакомился с Каору Савазе — и окончательно влюбился в Evo IX. Понял, «Куда ведет Эволюция» — по малейшим признакам вроде лжекарбоновых наклеек в салоне «девятки», хотя и не мог себе представить, что нас так разочарует Evo X.
Какую тогда поездку мы совершили вдвоем с Валерием Таракановым, который в ту пору знал всю подноготную «Трех бриллиантов»! Тест-драйвы Эвиков на полигоне в Оказаки, инженерные презентации, разговоры с шеф-дизайнером Акинори Наканиши и главой компании Осаму Масуко, неформальные беседы с ветеранами...