Ретробудущее. Владимир Мельников о новых старых автомобилях

фото
Дмитрий Питерский

Если у тебя как у автожурналиста есть на выбор тест трех седанов Citroen C4 с разными моторами либо сравнение версий Kia Rio, пора брать инициативу в свои руки — и придумывать ­что-то новенькое. Точнее, старенькое.

Запустить ретротесты в редакции было не так просто, ведь академический подход Авторевю требует новых исправных автомобилей. А когда машине тридцать лет, кто может поручиться, что она едет так, как задумывали ее создатели?

Но я поручился. За то, что читателям впечатления о самобытных автомобилях прошлого понравятся. Пускай даже далеко не всегда я могу сказать вам, какой у них точный тормозной путь и расход бензина по циклу ARDC.

Мне нравятся советские автомобили — лет с пятнадцати вплоть до получения прав я ездил на Москвичах так называемой третьей серии, то есть 412-м и ­2140-м, на Жигулях и Запорожцах. Поэтому над составом первого ретротеста, который мне приятнее называть ­ностальжи-тестом, долго думать не пришлось. Главная ­дуэль советского автопрома: Жигули или Москвич?

Конечно, сказать что-то новое в этой почти сорокалетней истории сложно, но ведь всегда можно отыскать что-то свое. Именно в этом для меня главный смысл подобных тестов: через старые автомобили я хочу рассказывать о важном и отмечать тенденции. Тем более что уровень экспертизы при работе с «пенсионерами» мы не снижаем, применяя самые жесткие современные критерии. И современное оборудование — отлично помню, как непривычно смотрелся Racelogic на лобовом стекле Жигулей. А уж в Чайке

И зачастую получается любопытно! Например, плавность хода «сорокового» Москвича лучше, чем у большей части нынешних Лексусов. Управляемость «девятки», будь у нее система стабилизации, оказалась бы точнее, чем у Весты. А уровень шасси Мерседеса в кузове W123 стал для меня настоящим открытием: по балансу комфорта и управляемости он куда лучше новых седанов Е-класса! Приятно, что подобные открытия удается сделать почти в каждом сравнении, ведь ценность ретротестов еще и в том, что этих автомобилей, как правило, никогда не было на страницах Авторевю. И мне приятно, что я восполняю довольно значимый пробел в истории любимого издания. А сравнение BMW M3 в кузове Е30 и фантастического Мерседеса 190 Evo II и вовсе стало первым в ­русскоязычных автомобильных СМИ и позволило разобраться, почему нынешние «эмки» и машины AMG такие разные.

Но бывает, что я спорю с тем Авторевю, на котором вырос. Вот, к примеру, Подорожанский двадцать лет назад писал, что BMW M3 в кузове Е46 ­скользит нервно и явно настроен на траекторную езду. Однако мой друг легко проехал на нем боком по горной дороге полигона, чем немало меня удивил, так как никогда прежде я не видел, чтобы здесь гоняли в заносах без снега. Но затем и сам ­поскользил от души, не найдя причин для того, чтобы считать «эмку» нервной. Скорее это заправский дрифт-кар.

А еще ретротесты — это настоящий вызов для автора. Найти машины, договориться с владельцами, собрать всех на полигоне, надеяться, что будет хорошая погода, и попытаться сделать все за один световой день. Для этого нужно, чтобы ничего не сломалось, а со «старичками» бывает всякое. Например, на сравнение ­965-го Запорожца с Фиатом и Жуком на полигон выехали сразу два «горбатых» — очень кстати, потому что один остановился еще на Московской кольцевой ­из-за проблем с бензонасосом. Да, большинство автомобилей мы привозим и увозим на эвакуаторах, но мне нравится, когда люди добираются своим ходом. Значит, ездят. Значит, смотрят на свою машину не как на коллекционную недвижимость.

Пока из-за технических проблем ни один тест не был сорван, хотя мелкие неудачи случались. Например, на том самом 190-м Evo частенько слетал тросик акселератора, но с помощью стяжек нам удалось починить уникальный автомобиль. Подтраивали и почихивали карбюраторные машины, откручивались ступичные гайки на мощной «десятке», погибали модули зажигания... В общем, ничего серьезного.

Больше всего хлопот доставила, как ни странно, Toyota: у седана Mark II на замерах порвался рассохшийся приводной ремень — и его куски пробили радиатор. Помните ту красивую фотографию трех автомобилей на динамометрической дороге? Чтобы сделать ее, нам пришлось долить в радиатор пять литров воды. Но как снимать видео? К счастью, у владельца в гараже был второй радиатор. Правда, гараж этот находился в ­Бронницах. Сто десять километров по загруженной бетонке — до сих пор помню ту бесконечную поездку после полного рабочего дня. Ближе к полуночи я забрал вожделенную запчасть, в два ночи был дома в Москве, а в семь утра поехал на полигон, где дядя Ваня, прикинув радиатор на место, быстро сказал, что он не отсюда, но если надо, то поставить можно. Было, как вы понимаете, очень надо. К слову, радиатор прекрасно справился с задачей, и тем же вечером я уехал с полигона уже на Тойоте.

Бывали и курьезы. Когда мы делали сравнение всех поколений BMW третьей серии — пожалуй, самую масштабную и крутую работу во всем цикле ретротестов, — седану в кузове Е46 пришлось уехать в Москву на эвакуаторе. При выезде с дорог полигона его владелец не заметил пересечения асфальтовой дороги с булыжной и в красивом прыжке отправил на покой пару рычагов ­задней подвески. Хорошо, что с ремонтом и эвакуатором меня выручил друг из сервиса Юнит. И я до сих пор не понимаю, почему мне не прислали ни одного штрафа после поездок на старых BMW на полигон и обратно, — эти автомобили просто требуют гонять, как в докамерные времена.

Вы уже поняли, что каждый ретротест — это маленькая жизнь. С радостным и волнительным предчувствием встречи с очередным автомобилем мечты из детства, с ездой и съемками, а затем с расставанием. Зачастую грустным. Но каждый из владельцев и автомобилей обязательно остается в памяти ярким фрагментом или эпизодом. С людьми, как правило, мы становимся приятелями и затем переписываемся, обсуждая идеи новых тестов. Друзья, еще раз хочу сказать вам спасибо за энтузиазм и желание показать другим свой интересный автомобиль.

На мой взгляд, автомобильная пресса уже не только и не столько советчик при выборе новой машины: у каждого дилера есть тест-драйв, покататься можно и в каршеринге, опыт эксплуатации почерпнуть на форумах у реальных людей. Да, мы продолжаем ставить экспертные баллы — и как минимум глупо не считаться с ними, зная уровень экспертизы Авторевю. Однако мне не только как автору, но и как читателю интересны в первую очередь эмоции, наблюдения, ситуации — то, что делает серийный тест чтивом. Я — за субъективизм, подкрепленный опытом и пониманием. И в полной мере такой подход можно применить только к настоящим, полноценным автомобилям, в которых все надо нажимать, крутить и поворачивать.

Судя по всему, такие выпускать вскоре совсем перестанут. Поэтому, чтобы вам ­по-прежнему было интересно с Авторевю, я уже запланировал немало любопытного на этот сезон. До новых старых автомобилей, друзья!  

Авторевю ретро
Чикага. Федор Лапшин о родстве грузовиков и губной гармошки Все материалы Формула предсказания. Сергей Иванов о Королеве автоспорта, вероятностях и догадках

Просто повезло. Михаил Подорожанский о главном

1000 баллов Дивакова и принципы экспертизы Авторевю

Четверть века замеров. Самые быстрые и медленные автомобили в истории Авторевю

Автомобильные боги. Как Голованов пришел в Авторевю и кем гордится

Ударный труд. Часть 1. Голованов о том, как начиналась история краш-тестов Авторевю

Ударный труд. Часть II. Юрий Ветров, ARCAP и RuNCAP

Наши краши. Самые громкие редакционные аварии

Off the record. Особенности охоты Знаемского во время международных автосалонов

Черные и круглые. История шинных тестов Авторевю

Ресурс: нерассказанные истории, доработки производителей и кто дешевле в эксплуатации?

Список Хлебушкина. Рейтинг надежности подержанных автомобилей

Ремейк примерки хэтчбека Иж-2126 Ода

Цифр туча, глаза в кучу. Игорь Владимирский о прелестях статистических отчетов

На живца. Подробности эксперимента с нашей бомбой

Бессапожники. Константин Сорокин об угнанных редакционных автомобилях

Чикага. Федор Лапшин о родстве грузовиков и губной гармошки

Ретробудущее. Владимир Мельников о новых старых автомобилях

Формула предсказания. Сергей Иванов о Королеве автоспорта, вероятностях и догадках

Система выпуска. Наталья Якунина — о тех, кто создавал художественный стиль Авторевю

Угол ревю. Как менялся стиль Авторевю за последние 30 лет и почему логотип первого номера был синим

Ручная работа. Андрей Хрисанфов о своих иллюстрациях в Авторевю

Второе высшее. Университеты Павла Карина

<