Интересно было вспомнить результаты того первого дуэль-теста в АР №9—10, 1992. Отставание «сорок первого» Москвича в разгоне до 100 км/ч было полуторакратным: Fiat Croma с двухлитровым 119-сильным мотором набрал «сотню» за 12 секунд ровно, а Москвичу-2141 с вазовским двигателем 1.6 (76 л.с.) потребовалось аж 17,5 с. Москвичовская предельная скорость выполнения маневра «Смена полосы движения» была на целых 5,3 км/ч ниже. А особенно впечатлила разница в эффективности тормозов: с 80 км/ч до полной остановки «сорок первому» нужно было 40 м против 31,2 м у Фиата с АБС. Как видите, уже тогда АР-тест включал в себя испытания на управляемость в предельных режимах на полигоне и замеры на динамометрической дороге с помощью профессиональной аппаратуры.
Но экспертных оценок в том тесте еще не было!
Хотя сама система на тот момент уже существовала — ее создал Александр Николаевич Диваков на основе своего опыта работы в НАМИ и на АЗЛК. Экспертная оценка была пятибалльной, как принято в советской автоиндустрии. Пятерка — удовлетворяет полностью. Четверка — удовлетворяет в основном. Тройка — удовлетворяет частично. Двойка — не удовлетворяет в основном. Кол — не удовлетворяет полностью.
Первый рейтинг потребительских качеств автомобилей в виде таблицы экспертных оценок был опубликован в Авторевю только спустя несколько месяцев после теста Фиата и Москвича, в №17—18 за 1992 год. Причем тогда экспертные оценки были абсолютными. Их выставляли безотносительно класса машин: в итоговой таблице с «сорок первым» и Кромой соседствовали Volvo 850 и два седана Peugeot моделей 605 и 405. К весне следующего года к ним присоединились Mercedes-Benz 300 SEL (легендарный W140!), Ford Scorpio, Mitsubishi Sigma, BMW 325i серии Е36, Opel Vectra и Peugeot 306. И даже при том, что в рейтинговой таблице в АР №4, 1993 еще не было отдельных оценок за дизайн, пассажирские места и багажник, она распухла до невообразимых размеров — за счет количества автомобилей.