Ударный труд. Часть 1. Голованов о том, как начиналась история краш-тестов Авторевю

фото
архив Авторевю

Мне повезло начинать краш-тестовую эпопею в Авторевю — с той самой якунинской Оки в 1996 году. Клянусь, она действительно упиралась по пути на полигон! Никакой выдумки для красного словца. Ведь жизнь наша тогда была богаче любого вымысла.

Листаю подшивки — и... Оказывается, дебютировал я на ниве пассивной безопасности еще в 1995 году — в АР №9 c ликбезом под названием «В уголок подушки носиком уткнись». Кстати, то был первый номер с моей фамилией в «поминальнике».

А в конце 1996-го Подорожанский решил рискнуть и разбить на полигоне какую-нибудь машину по образу и подобию немецкого журнала Auto Motor und Sport, который c 1992 ­года проводил собственные краш-тесты с 50 км/ч в жесткий барьер с половинным перекрытием. Под руку подвернулась редакционная Ока, на которой Наталья Якунина уже накатала 40 тысяч километров. Бить подержанную технику? Но ведь это был эксперимент. Мы же не знали, как все обернется, — сработают ли датчики манекенов, насколько драматичной окажется картинка, будет ли интересно читателям.

Даже на обложку тот первый ­краш-тест не поставили. Но история была невероятно драматичной — с поломками Оки по дороге на полигон, с массой интересных подробностей в ходе разбора результатов. Ведь краш-тест — наукоемкая штука: нужно вникать во все методики и штудировать протоколы оценок. Спасибо полигоновцам Олегу Мельникову и Михаилу Лыюрову, вазовцам Геннадию Минееву и Александру Суненкову — помогали разобраться, что к чему. А прекрасный инженер по пассивной безопасности АЗЛК Константин Бидинский в те годы был фактически моим соавтором, путешествуя вместе с нами и в Дмитров, и на ВАЗ.

После Оки мы отправили на заклание вторую редакционную машину — ЗАЗ-1105 Дана намотала в руках Кадакова аж 62 тысячи километров, но была в идеальном состоянии. Однако по кузовным деформациям уступила Оке — причем капот убийцей проник в салон! И всю тяжесть ситуации можно было понять, только рассматривая пленку скоростной съемки. «При анализе краш-теста мы путешествуем внутрь времени, исследуем каждую микросекунду», — вдохновенно поучал меня Бидинский, всматриваясь в тусклую киноленту. Ведь это потом появились скоростные видеокамеры, а тогда было настоящее кино с проявкой в лаборатории! И фото — перед каждым ­краш-тестом я заряжал в два самых дорогих фотоаппарата Canon EOS-1N RS (аж десять кадров в секунду) высокочувствительную пленку, ставил их на треноги и перед подлетом машины к «кубику», молясь, нажимал на спусковые кнопки. Слегка вразнобой — авось, один из нескольких кадров поймает нужный момент примерно на 80-й миллисекунде от начала касания ­барьера. Тр-р-р-р-р, трещали затворы. Бабах, гремел металл.

А после того, как опадали осколки, Подорожанский обязательно аплодировал. Это все было и впрямь чертовски театрально.

И дорого. Особенно когда нам впервые пришлось покупать второй автомобиль для одного и того же ­краш-теста. Первый синий Peugeot для удара 1997 года мы вновь купили с пробегом, но перебило кабель — потеря данных! На второй машине не удалось сэкономить — около двадцати тысяч долларов. Помните, чем все закончилось? Подушки не раскрылись ­из-за подсевшего старого аккумулятора: новую батарею перед ударом снял наш рачительный «музейщик» Лев Железняков. Классическая история про дорогу в ад и благие желания.

Да, сколько в те годы было перипетий! Весной 1998-го вазовцы специально для нас разбили у себя в лаборатории «десятку» с водительской подушкой фирмы TRW — но и купол раскрылся неоптимально, и салазки кресло не удержали. Упс! Однако три следующих удара мы решили провести в Тольятти: манекены там были совершеннее. О, эта зимняя дорога из ­Москвы и обратно: возвращаясь с удара Святогора, мы попали в жесточайшую метель, застряли на ночь в огромной пробке из буксующих фур, потом слетели с пустынной дороги — и просто удача, что мимо ехал Кировец с тросом. А под утро редакционный Ford Transit белорусской сборки заглох, чтобы больше не завестись. Мне пришлось эвакуировать всю ­команду на поезде — как потом оказалось, накрылся бензонасос.

В 2001 году мы наконец-то перешли на современные краш-тесты с деформируемыми барьерами на скорости 64 км/ч — и все понеслось по новой. Вазовская «классика» и «передний привод», Москвич, Волга, Ока... Но теперь мы хотя бы знали, к чему готовиться. А ведь в конце 90-х никому вообще не было известно, как ведут себя многие отечественные автомобили на смещенном краш-тесте, — мы были первыми в индустрии!

Однако жизнь продолжала каждый раз подкидывать сюрпризы. «Перебивать» пришлось и Ford Focus, и Daewoo Matiz (а третью крошку разбил по дороге на полигон наш видео-оператор Леша Дудин), и Chevrolet Lanos. Причем каждый раз фактуры для статей было с избытком. Кто знал, что Nexia после удачи в ­1997-м спустя четыре года проявит «Половую слабость»? Металл пола можно было мять руками! А знаменитый краш-тест ижевской Оды? А УАЗы с их выстреливающими в потолок рулями — что Симбир в 2003-м, что Патриот в 2010-м?

Второй раз уазик мы били уже с ­Ветровым — после недолгой практики Павла Карина именно Юрий сменил меня на посту краш-тестового обозревателя. И если бы не его скрупулезность, ARCAP мы не запустили.

Впрочем, сейчас он сам вам все расскажет.  

Авторевю безопасность Краш-тесты
Автомобильные боги. Как Голованов пришел в Авторевю и кем гордится Все материалы Ударный труд. Часть II. Юрий Ветров, ARCAP и RuNCAP

Просто повезло. Михаил Подорожанский о главном

1000 баллов Дивакова и принципы экспертизы Авторевю

Четверть века замеров. Самые быстрые и медленные автомобили в истории Авторевю

Автомобильные боги. Как Голованов пришел в Авторевю и кем гордится

Ударный труд. Часть 1. Голованов о том, как начиналась история краш-тестов Авторевю

Ударный труд. Часть II. Юрий Ветров, ARCAP и RuNCAP

Наши краши. Самые громкие редакционные аварии

Off the record. Особенности охоты Знаемского во время международных автосалонов

Черные и круглые. История шинных тестов Авторевю

Ресурс: нерассказанные истории, доработки производителей и кто дешевле в эксплуатации?

Список Хлебушкина. Рейтинг надежности подержанных автомобилей

Ремейк примерки хэтчбека Иж-2126 Ода

Цифр туча, глаза в кучу. Игорь Владимирский о прелестях статистических отчетов

На живца. Подробности эксперимента с нашей бомбой

Бессапожники. Константин Сорокин об угнанных редакционных автомобилях

Чикага. Федор Лапшин о родстве грузовиков и губной гармошки

Ретробудущее. Владимир Мельников о новых старых автомобилях

Формула предсказания. Сергей Иванов о Королеве автоспорта, вероятностях и догадках

Система выпуска. Наталья Якунина — о тех, кто создавал художественный стиль Авторевю

Угол ревю. Как менялся стиль Авторевю за последние 30 лет и почему логотип первого номера был синим

Ручная работа. Андрей Хрисанфов о своих иллюстрациях в Авторевю

Второе высшее. Университеты Павла Карина

<