Рейтинг назвали ARCAP, Autoreview Car Assessment Program. Без литеры N, «new», — ведь мы в Авторевю испытывали не только новые, но и выпускающиеся уже десятилетиями отечественные автомобили. За основу ARCAP взяты баллы (от 0 до 16), начисляемые за защиту пристегнутых водителя и переднего пассажира при фронтальном ударе со скорости 64 км/ч о сминаемый барьер с 40-процентным перекрытием передка, как в методике Euro NCAP 2003 года. А так как автомобили проходят только одно испытание, то звезд у нас не пять, как в рейтинге Euro NCAP, а только четыре.
Кстати, введение рейтинга ARCAP было простым совпадением с публикацией первого в истории Авторевю краш-теста, проведенного в зарубежной лаборатории TÜV SÜD (из-за недобора скорости на полигоне мы «перебивали» Hyundai Solaris первого поколения в Чехии).
Зато весьма символичным. Ибо наш рейтинг у всех мировых грандов автопрома с тех пор входит в список целей при разработке новых автомобилей для российского рынка — эффект превзошел наши самые смелые ожидания. Уже через год на краш-тесте Лады Гранты мы узнали, что подушку безопасности ввели в базовую комплектацию лишь благодаря рейтингу ARCAP. А все потому, что про него прослышали в Ниссане — и японцы в ультимативном порядке потребовали, чтобы Datsun on-DO, близнец Гранты, не уступал Логану. У того было три звезды из четырех, и добиться такого результата в рейтинге ARCAP вообще без подушек было просто нереально.
RuNCAP
Технический прогресс неумолим. И к тому же ни для кого не секрет, что большинство автопроизводителей конструируют кузов и настраивают работу удерживающих систем (подушек и ремней безопасности) под конкретные методики испытаний, в том числе и под наш ARCAP. В том, что он больше не в состоянии стимулировать создание более безопасных машин, мы убедились за последние несколько лет: Renault Arkana, Лада Веста, Hyundai Creta — все они вплотную подобрались к верхнему пределу оценки. А новый Solaris так и вовсе набрал максимально возможные 16 баллов!
И надо ли говорить о том, что все наши дополнительные маркеры опасности, все эти кресты на кузовах и силуэтах манекенов, вся цветовая «дифференциация штанов», — все они устарели? Такого опасного хлама, как 10—15 лет назад, кроме УАЗа, уже никто не делает.
О необходимости перемен мы задумались еще в 2017 году. И тогда же родилась идея сотрудничества с НАМИ и МАДИ, целью которого является создание первого общенационального рейтинга безопасности — RuNCAP.