Ручная работа. Андрей Хрисанфов о своих иллюстрациях в Авторевю

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»… Эта старая истина особенно верна в приложении к машине. Не зря же внешнему виду своих изделий автомобилестроители всего мира с давних пор уделяют самое пристальное внимание.

Самые ранние номера Авторевю еще не имели цветных иллюстраций. Более того, качество их полиграфического воспроизведения оставляло желать лучшего; в особенности это касалось фотографий — и поэтому предпочтение нередко приходилось отдавать рисункам, причем именно штриховым. Это касалось и схем, и графиков, и детализированных изображений определенных узлов автомобиля, и карт зарубежных гоночных трасс, и — не в последнюю очередь — рекламных объявлений. Между тем заграничные автомобильные рекламы уже тогда были яркими и красочными. Так что мне было к чему стремиться.

Черно-белыми штриховыми изображениями я сопровождал и материалы стародавней нашей рубрики «История с картинками», хотя к тому времени мы в Авторевю уже частично перешли на полноцветную печать. Просто полосы «с цветом» отдавались либо под рекламу, либо под центральные развороты — постеры «на стенку гаража». Так что рисовать автомобили — самые разные: и новые, и исторические, и легковые, и грузовые, и слегка окарикатуренные для раздела «Дороги без границ», и подробно воспроизведенные для реклам — мне по-прежнему приходилось часто и помногу. Кое-что попадало даже на первую полосу — эти рисунки я уже делал цветными. А для рассказа о «хот-родах» — машинах ярких и броских — вообще весь комплект иллюстраций пришлось перерисовывать в цвете.


Шло время. Все полосы Авторевю стали полноцветными, радикально улучшилось качество печати, «Дороги без границ» мутировали в «Кунсткамеру». Ныне бал правит цифровая фотография — точно так же, как и в автомобильной рекламе. Сейчас рисованные рекламы машин в печатном издании — большая редкость. А ведь когда-то автор этих строк учился рисовать автомобили именно по журнальным рекламам. 

Реклама — это искусство представить какой-либо товар именно таким образом, чтобы целевая группа потребителей дружно подхватилась, вскочила с места и очертя голову понеслась наперегонки его себе покупать. Машины не исключение — это хорошо понимали в существовавшем когда-то отделении Pontiac корпорации GM и поэтому пригласили продвигать свою новую «ширококолейную» линейку моделей 1959 года двух замечательных художников, Арта Фитцпатрика и ­Вэна Кауфмана. Первый рисовал саму машину в наиболее выгодном и тщательно выверенном ракурсе, а второй отвечал за тот антураж, в котором она была представлена. Результатом этого сотрудничества стала целая серия сказочно красивых иллюстраций, украшавших собою полосы самых разных американских журналов и страницы фирменных каталогов упомянутого выше отделения Pontiac на протяжении последующей дюжины лет.

Ходить по картинным галереям и копировать работы старых мастеров — неплохая школа для рисовальщика, позволяющая, с одной стороны, проникнуть в кое-какие секреты мастерства, а с другой — выработать свою собственную манеру, отталкиваясь от чужой, со всей тщательностью воспроизводимой в процессе обучения. В моем случае роль «картинной галереи» как раз и исполняли упомянутые рисованные рекламы, ведь всегда легче рисовать то, что до тебя уже кто-то нарисовал. А там, наработав технику и освоив материалы, можно будет пользоваться и другими оригиналами, вроде, например, своих собственных фотографий, сделанных на московских улицах (по ним полсотни лет тому назад тоже бегало много интересного, причем не одной только марки Pontiac). Было время, когда у меня дома вся комната была сплошь увешана такими вот рисунками — и цветными, и черно-белыми. Кое-какие из них впоследствии даже попали на страницы Авторевю. 

Авторевю дизайн ретро
Угол ревю. Как менялся стиль Авторевю за последние 30 лет и почему логотип первого номера был синим Все материалы Второе высшее. Университеты Павла Карина

Просто повезло. Михаил Подорожанский о главном

1000 баллов Дивакова и принципы экспертизы Авторевю

Четверть века замеров. Самые быстрые и медленные автомобили в истории Авторевю

Автомобильные боги. Как Голованов пришел в Авторевю и кем гордится

Ударный труд. Часть 1. Голованов о том, как начиналась история краш-тестов Авторевю

Ударный труд. Часть II. Юрий Ветров, ARCAP и RuNCAP

Наши краши. Самые громкие редакционные аварии

Off the record. Особенности охоты Знаемского во время международных автосалонов

Черные и круглые. История шинных тестов Авторевю

Ресурс: нерассказанные истории, доработки производителей и кто дешевле в эксплуатации?

Список Хлебушкина. Рейтинг надежности подержанных автомобилей

Ремейк примерки хэтчбека Иж-2126 Ода

Цифр туча, глаза в кучу. Игорь Владимирский о прелестях статистических отчетов

На живца. Подробности эксперимента с нашей бомбой

Бессапожники. Константин Сорокин об угнанных редакционных автомобилях

Чикага. Федор Лапшин о родстве грузовиков и губной гармошки

Ретробудущее. Владимир Мельников о новых старых автомобилях

Формула предсказания. Сергей Иванов о Королеве автоспорта, вероятностях и догадках

Система выпуска. Наталья Якунина — о тех, кто создавал художественный стиль Авторевю

Угол ревю. Как менялся стиль Авторевю за последние 30 лет и почему логотип первого номера был синим

Ручная работа. Андрей Хрисанфов о своих иллюстрациях в Авторевю

Второе высшее. Университеты Павла Карина

<