Цифр туча, глаза в кучу. Игорь Владимирский о прелестях статистических отчетов

Если изнасилования нельзя избежать, то нужно расслабиться и получать удовольствие. Я так поступаю уже тринадцать лет, когда готовлю подробный отчет о продажах новых автомобилей на российском рынке. В этой, казалось бы, нудной работе есть свои прелести. И неожиданности!

Статистикой российского рынка мы в Авторевю занимаемся с середины девяностых: если не считать ранней обрывочной информации, то первая попытка собрать воедино данные о продажах иномарок опубликована в АР №2, 1997. В том отчете была масса оговорок, многие числа оказались весьма приблизительными, а о разбивке по моделям авторы могли только мечтать. Да и сам рынок был микроскопическим — менее 24 тысяч новых иностранных автомобилей в 1996 году. Статистика российского автопрома публиковалась отдельно: в распоряжении редакции были только данные объема производства каждого автозавода.

Со временем информация становилась подробнее, появились рейтинги популярности автомобилей в разных классах. Но я, будучи еще читателем Авторевю, не припомню, чтобы интересовался такими статьями: про автосалоны и управляемые заносы как-то интереснее. Однако раз уж на меня с первых дней работы легла повинность готовить в каждый номер обзор новинок рынка, то и статистику продаж Голованов поручил мне. Напутствие было так себе: мол, почти никому не удавалось сделать такую статью без ошибок, а мой предшественник на этом поприще полгода назад вообще сорвал сдачу номера, лишившись половины гонорара, и вскоре уволился.

Статистику продаж за шесть месяцев в АР №16, 2007 я готовил неделю, скрупулезно сверяя все цифры. Продажи выросли, спрос взбодрился, сбыт пошел вверх, та модель нашла N клиентов, а другая просела и забуксовала… А-а-а! Этот словарь синонимов закончился, дайте мне другой глобус. В статье было упомянуто 63 марки и три с половиной сотни моделей, о каждой из которых нужно было упомянуть кратко, но емко.

Потом текст «литературно обрабатывал» Сергей Знаемский. А еще мы с ним на пару разработали первую редакционную классификацию автомобилей. Провели четкий водораздел между сегментами легковушек, выделили купе и кабриолеты, разбили по классам кроссоверы и внедорожники — картина стала стройнее! С тех пор эту классификацию я пересмотрел дважды, но заложенные базовые принципы сохранились.

Тем материалом я горжусь до сих пор: в нем не нашлось ни одной ошибки. Последующие статьи о результатах продаж давались легче, хотя и мелкие «блошки» в них нет-нет да проскакивали. Но сбор данных всегда проходил со смехом сквозь слезы.

С крупными автопроизводителями проблем не было: их статистику консолидировали агентства, и дело уже встало на поток. А вот у тех, что помельче, результаты продаж порой приходилось выдергивать клещами.

Звонок дистрибьютору китайской марки, недавно вышедшей на наш рынок с двумя «цельнотянутыми» моделями:

— Не могли бы вы предоставить статистику продаж?

— А что нам за это будет?

— Упомянем ваш пока малоизвестный бренд на страницах Авторевю.

— Нет, этого мало, вот если бы рекламу разместить или тест-драйв…

Хоть стой, хоть падай. Ни я, ни читатели Авторевю так и не узнали, сколько машин этой марки удалось продать во время первого захода на российский рынок. Впрочем, невелика потеря.

Другой полюс — производители суперкаров и люксовые марки: Bentley, Ferrari, Rolls-Royce и иже с ними. Поначалу они делились статистикой, но потом как отрезало: «Мы не предоставляем такие данные». Махнуть рукой и забыть? Читатели не простят! Поэтому подключаем тяжелую артиллерию — и вечером того же дня Подорожанский протягивает мне исписанный листок, на котором размашисто набросана драгоценная информация: Continental GT — столько-то штук, Phantom — столько-то… «Не спрашивай, откуда это, но используй смело!»

Пособил и Никита Гудков: у меня, говорит, знакомый в Питере продает экзотические автомобили, имеет статус официального дилера одной марки, позвони-ка ему, будет любопытная добавка к статистике. Сказано — сделано. Так в наших отчетах появился Caterham с одним—двумя спорткарами в год. А того человека вы сейчас прекрасно знаете по текстам в Авторевю — это не кто иной, как Глеб Рачко.

А стоит ли так доверять официальным данным? Несколько лет назад мы заинтересовались «альтернативной статистикой» — данными о регистрациях автомобилей в ГИБДД. Раздобыть эту информацию было непросто, ведь «по-белому» гаишники свою статистику не раскрывают и не продают. Но мы живем в России — и вот после цепочки из нескольких агентств-посредников файл с данными о регистрациях оказался в редакции.

И первый же сравнительный анализ, который проводили буквально за три дня до отправки номера в типографию, попал в яблочко: в официальной статистике нашлось 55 тысяч «лишних» машин! Текст пришлось оперативно переписывать, графики — перерисовывать, выводы — дополнять. А Знаемский параллельно сделал отдельную статью, посвященную «грязным играм» на рынке. Увы, данные ГИБДД менее детальны, поэтому нам вдобавок пришлось упростить классификацию, отказавшись, например, от разделения моделей по типам кузова (это особенно актуально для Мерседесов). Но ведь истина-то дороже!

На носу очередное подведение итогов года — и я снова морально готовлюсь к «изнасилованию». Мне опять станут сниться экселевские таблицы с мириадами цифр, а от слова «статистика» я буду вздрагивать еще пару дней после сдачи номера в печать. Но результат того стоит. А снова услышать комментарии коллег («Я вычитываю такой объем цифр с трудом, как ты это пишешь?») — бесценно.  

Авторевю авторынок статистика
Ремейк примерки хэтчбека Иж-2126 Ода Все материалы На живца. Подробности эксперимента с нашей бомбой

Просто повезло. Михаил Подорожанский о главном

1000 баллов Дивакова и принципы экспертизы Авторевю

Четверть века замеров. Самые быстрые и медленные автомобили в истории Авторевю

Автомобильные боги. Как Голованов пришел в Авторевю и кем гордится

Ударный труд. Часть 1. Голованов о том, как начиналась история краш-тестов Авторевю

Ударный труд. Часть II. Юрий Ветров, ARCAP и RuNCAP

Наши краши. Самые громкие редакционные аварии

Off the record. Особенности охоты Знаемского во время международных автосалонов

Черные и круглые. История шинных тестов Авторевю

Ресурс: нерассказанные истории, доработки производителей и кто дешевле в эксплуатации?

Список Хлебушкина. Рейтинг надежности подержанных автомобилей

Ремейк примерки хэтчбека Иж-2126 Ода

Цифр туча, глаза в кучу. Игорь Владимирский о прелестях статистических отчетов

На живца. Подробности эксперимента с нашей бомбой

Бессапожники. Константин Сорокин об угнанных редакционных автомобилях

Чикага. Федор Лапшин о родстве грузовиков и губной гармошки

Ретробудущее. Владимир Мельников о новых старых автомобилях

Формула предсказания. Сергей Иванов о Королеве автоспорта, вероятностях и догадках

Система выпуска. Наталья Якунина — о тех, кто создавал художественный стиль Авторевю

Угол ревю. Как менялся стиль Авторевю за последние 30 лет и почему логотип первого номера был синим

Ручная работа. Андрей Хрисанфов о своих иллюстрациях в Авторевю

Второе высшее. Университеты Павла Карина

<