Черные и круглые. История шинных тестов Авторевю

фото
архив Авторевю

Сравнительные тесты шин — одна из изюминок Авторевю, оправдывающая девиз на обложке: «Доверяйте профессионалам!» А с чего все начиналось, по какой траектории раскручивалась тема шинных тестов, как изменились сами покрышки?

Попробую вспомнить. Все.

Начиналось все с Москвича. Ведь экспертная группа Авторевю зародилась как дуэт профессиональных инженеров-испытателей АЗЛК (то бишь Автомобильного завода имени Ленинского комсомола) Александра Дивакова и ­Сергея Воскресенского. Чуть позже к ним в качестве молодого специалиста примкнул и я, ваш покорный слуга. Неудивительно, что первые редакционные тесты шин мы делали на Москвичах-2141 с участием наших коллег по АЗЛК Анатолия Карпенкова и Андрея Мохова, позже ставшего бессменным прибористом в составе экспертной группы АР.

«Базовыми» покрышками в те годы были MИ-180 производства ­Московского шинного завода, который располагался через забор от старой территории АЗЛК. Камерные шины размерности 165/80 R14 были на все случаи жизни — на них же Диваков с Воскресенским занимались доводкой управляемости полноприводных версий «сорок первых» на льду подмосковных озер, на ипподроме в Раменском. Зимние покрышки? Нет, в то время они были роскошью, которую могли позволить себе лишь ­спортсмены из заводской команды АЗЛК.

Но уже тогда я понял, насколько сильно шины способны изменить поведение автомобиля. Однажды на завод прислали экспериментальную партию покрышек Бел-180 Бобруйского шинного завода — по рисунку те же ­МИ-180, но скорость выполнения переставки на белорусских шинах выросла аж на 8 км/ч! Другая конструкция, иной состав смеси. К сожалению, эти покрышки так и не попали на конвейер.

Зато заработал конвейер шинных тестов Авторевю. Результаты первых испытаний опубликовали в АР №1 за 1993 год: это было сравнение все тех же шин МИ-180 c восстановленными покрышками Monarch — само собой, на «сорок первом» Москвиче. Потом были тесты других моделей — и зарубежных, и наших, порой весьма необычных. Например, в 1995-м к нам в руки попали ­ярославские шины Я-495, сваренные путем соединения двух пресс-форм выпускавшихся ранее покрышек, — статья называлась «Двуликий Янус» (АР ­№13—14, 1995). За рубежом асимметричные шины тогда были еще в диковинку, а у нас — пожалуйста, уже «колхозили».

С Москвичей мы пересели на вазовские автомобили — и начали испытывать покрышки премиальных брендов Pirelli, Michelin, Nokian. А что такое тесты зимних шин на профессиональном уровне, я узнал в том же 1995 году, когда впервые попал на северный полигон компании Nokian Tyres в заполярном Ивало. Ходовые лаборатории, технология подготовки треков, автомобилей, методика проведения самих тестов — все было в новинку. И главное — люди. Создатели лучших на тот момент зимних шин делились с нами опытом проведения испытаний.

Ту командировку я никогда не забуду. После визита на полигон Nokian Tyres наша команда (Диваков, Воскресенский, Кадаков, Растегаев) на редакционном Discovery направилась прямиком в Германию — нас ждали «пятерка» BMW и Opel Omega для сравнительного теста. Но когда Land Rover выкатился с парома, нас сразу «повязали»: полицейские забрали паспорта и приказали следовать за ними! Оказалось, «гвозди» в Германии уже тогда были вне закона, а мы въехали на территорию Германии на шипованных покрышках Nokian Hakkapeliitta 10. Вот нам и предложили — либо на тот же паром и обратно в Финляндию, либо... выковыривайте шипы.

Делать нечего. Взяли пассатижи, отвертки — сейчас, думаем, минут за тридцать все повыдергиваем. Как же! Недооценили мы качество финской ошиповки: руки в мозолях, отвертка погнута, а за полчаса общими усилиями лишь четверть шипов из одного колеса наковыряли. Тогда полицейские сжалились и сопроводили нас в ближайший сервис, где операция «расшиповки» была поставлена на поток. Не помню точно, с нас взяли тогда 100 или 200 марок, но через час нам вернули паспорта — и мы продолжили путешествие уже на «лысых» покрышках.

С тех пор визиты в заполярный Ивало были регулярными. В начале двухтысячных мы стали принимать участие в сравнительных тестах шин, которые проводились в том же Ивало, но на другой площадке — на полигоне Test World. Мы вошли в пул вместе с четырьмя—пятью скандинавскими изданиями, и по нашему заказу команда независимых экспертов проводила большие сравнительные тесты зимних, а позже и летних шин. Поначалу мы принимали участие в этих работах, позже стали полностью доверять финским коллегам... Параллельно начали выезжать на самостоятельные тесты на разные европейские полигоны, в ЮАР, в США. И в какой-то момент поняли, что наши читатели воспринимают тесты финского производства как перепечатку из западных изданий, ведь одни и те же результаты публиковались в шведском, норвежском, финском, а через какое-то время эстонском и украинском журналах.

Поэтому с 2013 года все тесты делаем своими силами. Кстати, испытания на проходимость, то есть оценка тяговых возможностей зимних шин в глубоком снегу, — это чисто российская специфика: ни финны, ни шведы такими «глупостями» раньше не занимались. Но мы ввели ее в обиход. И теперь на зарубежных полигонах по нашей просьбе коллеги оставляют нам нечищеные треки.

Жаль, что в России специализированного шинного полигона до сих пор нет. Был проект НИИШПа (Научно-исследовательского института шинной промышленности) еще времен СССР построить полигон в Краснодарском крае, однако до реализации так и не дошло.

Так что чаще я езжу по миру. География тестов и шинных презентаций — от японского Хоккайдо до Южной Африки, от Аргентины до Новой Зеландии. Кстати, на единственном в Южном полушарии зимнем полигоне SHPG (Southern Hemisphere Proving Grounds) впервые я оказался по приглашению российской компании Amtel.

А в 2011 году на том же полигоне в Новой Зеландии мы с Никитой Гудковым уже проводили сравнительные испытания шин. Приехали катать зимние покрышки, а снега нет даже на высоте полутора тысяч метров. Но через пару дней случился такой снегопад, что мы не только всю программу откатали — еще и в ­аэропорту зависли.

Теперь лететь на другой конец света вовсе не обязательно: круглогодичные закрытые снежные и ледовые треки имеют и Test World в Финляндии, и Arctic Falls в Швеции, и Continental в Германии, где мы проводили свои допинг-тесты позапрошлым летом.

Кстати, о допинг-тестах — они нужны, потому что большинство тестовых комплектов нам предоставляют сами производители. Но с условием, что это абсолютно серийная продукция. И мы ­предупреждаем, что при возникновении сомнений вправе купить такие же покрышки в розницу и провести допинг-тесты. Что неоднократно и делали.

Почему не покупаем все шины? ­Во-первых, испытания мы, как правило, проводим за полгода до сезонных публикаций, когда свежих моделей в магазине еще не найти. Во-вторых, есть проблемы с доставкой покрышек в ­Западную Европу. Однажды мы попытались привезти тестовые шины в Германию своими силами. Убив две недели на оформление документов в Москве, после мы 12 часов пересекали границу Белоруссия — Польша: мало того что пришлось стоять в одной очереди с фурами, так еще на таможне никто не знал, как оформлять временный вывоз покрышек для испытаний. Гоняли по кабинетам, опечатывали наш Ford Transit, взяли залог 1200 евро, который до сих пор не вернули... После этого я зарекся: никаких перевозок шин своими силами.

Как за это время изменилась методика тестов? В целом все по-прежнему: торможение и разгон на разных типах покрытия, заезды на время по извилистой трассе, оценка шумности и вибронагруженности... Пробивать боковины методом тарированного наезда на препятствие начали не мы — конструкции для «ударных» испытаний покрышек еще в девяностые использовали и Michelin, и Bridgestone в своих внутренних тестах. Но в журналистской среде наши испытания, о которых рассказано здесь, оказались первыми. И надеемся, что после этого шинники стали уделять прочности больше внимания — тем более что с начала двухтысячных ради снижения сопротивления качению боковины делали все тоньше и тоньше. А ведь любой жесткий контакт с бордюром или яма с острыми краями — и вся экономия на топливе (как правило, не больше стакана на сотню километров) насмарку!

Интересно, что технология run-flat, позволяющая проехать 80—100 км на спущенной шине, поголовного перехода на усиленные боковины не повлекла: повышенное сопротивление качению, ухудшение комфорта... Да и в целом конструкция покрышек осталась традиционной. Может, Michelin со своими безвоздушными покрышками UPTIS (Unique Puncture-proof Tire System) изменит устоявшийся стандарт?

И все же прогресс за эти тридцать лет заметный. А вот различий между покрышками разных производителей стало меньше. Летние топовые модели сплошь «полуслики» — три—четыре глубокие дренажные канавки по всей окружности и минимум поперечных. Но с асфальта на них в дождь не съедешь — тут же на обочине и сядешь. А ведь раньше летние шины были скорее всесезонными — и на них ездили круглый год!

Но все изменила... электроника. Попробуйте поставить старые покрышки с их «всесезонным» рисунком на современный автомобиль с высокочастотной АБС — и увидите, как драматически возрастет тормозной путь. Нет, именно нынешний «полусликовый» протектор обеспечивает максимальную продольную жесткость — и лучше всего работает в паре с электронными системами.

А к морозам можно и нужно переходить на зимние шины — благо их теперь на любой вкус. Из фрикционных моделей можно выбрать пожестче или помягче, от всесезонок до скандинавских покрышек, насыщенных ламелями. Шипованные тоже изменились: число «гвоздей» на протекторе выросло, но сами они меньше, легче и держатся куда лучше, чем раньше. Даже бюджетные шиповки теперь не грешат выпадением «гвоздей» после наших тестов.

А что до агрегатоносителей наших тестов, то, начав с Москвича, мы докатились до... электромобиля! Уже этой весной будут опубликованы результаты сравнительного теста шин размерности 255/55 R19, который мы провели, не потратив ни капли бензина. Забегая вперед, скажу, что в списке участников были не только премиальные бренды, но и три корейские модели — и три китайские!

Читайте, будет интересно. 

Летние шины, побеждавшие в сравнительных тестах Авторевю
ГодМодельРазмерность
1994НИИШП И-392*175/70 R14
1994Monarch M6*185/60 R14
1994Goodyear Aquatred*185/70 R14
1995НИИШП И-339*195/70 R15
1996Barum Brillant OR57175/70 R13
1997Michelin Energy MXT175/70 R13
1997VS-6 (Волтайр)195/65 R15
1998Michelin Energy XT2185/65 R14
1998Michelin 4x4 Polyvalent XPC235/75 R15
1999Goodyear Eagle Ventura195/60 R15
1999VS-13 (Волтайр)175/70 R13
2000Michelin Pilot Exalto195/65 R15
2000Uniroyal Rallye 540195/65 R15
2001Bridgestone B330195/65 R15
2002Pirelli P6195/65 R15
2003Continental ContiPremiumContact185/65 R15
2003Goodyear Eagle Ventura185/65 R15
2004Continental ContiPremiumContact185/65 R15
2004Nokian NRHi185/65 R15
2004Nokian NRVi215/65 R16
2005Goodyear Eagle F1 GS-D3225/45 R17
2005Kama Euro-224175/70 R13
2005К-186 Баргузин-4175/70 R13
2005Continental ContiPremiumContact 2205/55 R16
2006Vredestein Hi-Trac205/55 R16
2007Michelin Pilot Exalto205/55 R16
2007Continental ContiEcoContact 3175/65 R14
2008Bridgestone Turanza ER300205/55 R16
2008Continental ContiPremiumContact 2205/55 R16
2008Nokian Hakka H205/55 R16
2008Continental ContiSportContact 3245/40 R18
2009Continental ContiPremiumContact 2205/55 R16
2010Nokian Hakka H205/55 R16
2010K-156-1 Hива 4x4185/75 R16
2011Continental ContiSportContact 5P235/35 R19
2011Continental ContiPremiumContact 2205/55 R16
2012Michelin Energy Saver185/60 R15
2012Hankook Ventus Prime²205/55 R16
2012Nokian Hakka Blue205/55 R16
2012Pirelli Cinturato P7205/55 R16
2013Continental ContiCrossContact LX215/65 R16
2013Pirelli Scorpion Verde215/65 R16
2013Goodyear Eagle F1 Asymmetric 2225/45 R17
2013Continental ContiSportContact 5 SUV255/55 R18
2014Continental ContiPremiumContact 5205/55 R16
2014Continental ContiSportContact 5P255/40 R19
и 285/35 R19
2014Michelin Pilot Super Sport255/40 R19
и 285/35 R19
2015Continental ContiSportContact 5225/45 R17
2015Yokohama Geolandar M/T+265/75 R16
2016Hankook Kinergy Eco K425185/65 R15
2016Goodyear EfficientGrip SUV215/65 R16
2017Michelin Pilot Sport 4S235/35 R19
2018Nokian Hakka Green 2195/65 R15
2018Michelin Pilot Sport 4225/45 R17
2019Continental PremiumContact 6215/65 R17
2019Nokian Hakka Blue 2 SUV215/65 R17
* Без итогового рейтинга, на основании рекомендаций
Зимние шины, побеждавшие в сравнительных тестах Авторевю
ГодМодельРазмерность
1995Кама-578*175/70 R13
1997НИИШП-Ралли 2000175/70 R13
1997Gislaved Nord Frost II185/65 R15
1997Bridgestone Winter Dueler175/80 R16
1998Gislaved Nord Frost II185/65 R15
1999НИИШП И-508175/70 R13
1999Gislaved Nord Frost II185/65 R15
2000Nokian Hakkapeliitta Q175/70 R13
2000Nokian Hakkapeliitta 2195/65 R15
2001Kumho KWN 7401175/65 R14
2001Goodyear UltraGrip 500195/65 R15
2002Medeo Winter (ЯШЗ)175/70 R13
2002Goodyear UltraGrip 500195/65 R15
2003Medeo (ЯШЗ)175/65 R14
2003Nokian Hakkapeliitta 4195/65 R15
2004Я-670 Medved175/70 R13
2004Continental ContiWinterViking 1185/65 R15
2005Michelin X-Ice North205/55 R16
2005Matador MP-56 Sibir175/65 R14
2005Continental Conti 4x4 IceContact235/65 R17
2006Barum Norpolaris175/65 R14
2006Michelin X-Ice North205/55 R16
2006Nokian Hakkapeliitta 5205/55 R16
2007Nokian Hakkapeliitta 5205/55 R16
2008Cordiant Sno-Max175/65 R14
2008Nokian Hakkapeliitta 5205/55 R16
2008Continental Conti 4x4 IceContact235/65 R17
2009Michelin X-Ice North 2205/55 R16
2009Nokian Hakkapeliitta 7205/55 R16
2010Nokian Hakkapeliitta 7205/55 R16
2011Continental Conti 4x4 IceContact215/65 R16
2011Nokian Hakkapeliitta 7215/65 R16
2011Gislaved Nord*Frost 5215/65 R16
2011Continental ContiIceContact205/55 R16
2012Nokian Hakkapeliitta 7215/55 R17
2012Continental ContiIceContact205/55 R16
2012Goodyear UltraGrip Ice Arctic205/55 R16
2012Nokian Hakkapeliitta 7205/55 R16
2013Continental ContiIceContact205/55 R16
2013Nokian Hakkapeliitta 8205/55 R16
2013Nokian Hakkapeliitta R2205/55 R16
2014Nokian Hakkapeliitta 8245/50 R18
2015Nokian Hakkapeliitta 8205/55 R16
2015Goodyear UltraGrip Ice 2205/55 R16
2016Nokian Hakkapeliitta 8185/65 R15
2016Continental ContiVikingContact 6185/65 R15
2017Nokian Hakkapeliitta 9 SUV215/65 R16
2017Nokian Hakkapeliitta R2 SUV215/65 R16
2018Nokian Hakkapeliitta 9205/55 R16
2018Continental VikingContact 7205/55 R16
2019Continental IceContact 3225/50 R17
2019Continental VikingContact 7225/50 R17
* Без итогового рейтинга, на основании рекомендаций
Авторевю Всесезонные шины грузовые шины Зимние шины Летние шины Шины шипованные шины
Off the record. Особенности охоты Знаемского во время международных автосалонов Все материалы Ресурс: нерассказанные истории, доработки производителей и кто дешевле в эксплуатации?

Просто повезло. Михаил Подорожанский о главном

1000 баллов Дивакова и принципы экспертизы Авторевю

Четверть века замеров. Самые быстрые и медленные автомобили в истории Авторевю

Автомобильные боги. Как Голованов пришел в Авторевю и кем гордится

Ударный труд. Часть 1. Голованов о том, как начиналась история краш-тестов Авторевю

Ударный труд. Часть II. Юрий Ветров, ARCAP и RuNCAP

Наши краши. Самые громкие редакционные аварии

Off the record. Особенности охоты Знаемского во время международных автосалонов

Черные и круглые. История шинных тестов Авторевю

Ресурс: нерассказанные истории, доработки производителей и кто дешевле в эксплуатации?

Список Хлебушкина. Рейтинг надежности подержанных автомобилей

Ремейк примерки хэтчбека Иж-2126 Ода

Цифр туча, глаза в кучу. Игорь Владимирский о прелестях статистических отчетов

На живца. Подробности эксперимента с нашей бомбой

Бессапожники. Константин Сорокин об угнанных редакционных автомобилях

Чикага. Федор Лапшин о родстве грузовиков и губной гармошки

Ретробудущее. Владимир Мельников о новых старых автомобилях

Формула предсказания. Сергей Иванов о Королеве автоспорта, вероятностях и догадках

Система выпуска. Наталья Якунина — о тех, кто создавал художественный стиль Авторевю

Угол ревю. Как менялся стиль Авторевю за последние 30 лет и почему логотип первого номера был синим

Ручная работа. Андрей Хрисанфов о своих иллюстрациях в Авторевю

Второе высшее. Университеты Павла Карина

<